Будущее ремонта автомобилей: как изменятся автозапчасти к 2025 году

VozBox  » Новости »  Будущее ремонта автомобилей: как изменятся автозапчасти к 2025 году

По мнению специалиста Шпикалова, на рынке автозапчастей наблюдается значительное увеличение объемов

В начале 2025 года многие российские автолюбители испытали дефицитом

Что с рынком автозапчастей

«На рынке представлен обширный ассортимент контрафактной продукции различного уровня. Подделывают не только оригинальные запасные части, но и неоригинальные. Это негативно влияет на качество оказываемых автосервисами услуг. В настоящее время не ясно, какие меры могут предпринять автосервисы и потребители для решения этой проблемы, — подчеркнул эксперт.

По словам директора по сервисному обслуживанию и поставке запасных частей автомобильной группы «Авилон» Алексея Шпикалова, российский рынок автозапчастей демонстрирует значительный рост, однако он по-прежнему подвержен проблемам, связанным с увеличением стоимости и распространением подделок.

«По словам эксперта, трансформация сектора происходит благодаря внедрению цифровых технологий, увеличению спроса на восстановленные компоненты и перестройке логистических связей.

Что из автозапчастей в дефиците

Проблема нехватки определенных автокомпонентов сохраняется, несмотря на предпринятые усилия компаний, работающих на рынке автозапчастей.

Шпикалов включил в список дефицитных товаров в первую очередь электронные компоненты, такие как блоки управления, замки зажигания, системы безопасности и мультимедийные устройства, предназначенные для европейских, японских и корейских автомобилей.

«По словам источника, поставки запчастей осложнены из-за действующих санкций и требования адаптации под уникальный VIN-номер каждого автомобиля. Особенно ощущается нехватка деталей для европейских, японских и корейских автомобилей.

По мнению Романа Тимашова, существенного дефицита автокомпонентов в дальнейшем не ожидается благодаря восстановлению логистических цепочек и более предсказуемому спросу. Однако он подчеркнул, что остается неопределенность относительно курса рубля и потенциального влияния новых экономических санкций, которые способны увеличить стоимость комплектующих. В перечень дефицитных деталей специалист включил запчасти для автомобилей марок, находящихся под санкциями. Особенно сложная ситуация наблюдается с электронными блоками, ключами и другими компонентами, требующими онлайн-адаптации.

По мнению директора международной сети автосервисов по франшизе Fit Service Татьяны Овчинниковой, в настоящее время на рынке автозапчастей не наблюдается дефицита: автовладельцы имеют возможность приобрести любую деталь практически для любой машины, даже для редких моделей. Периоды ожидания позиций, заказываемых «под заказ», также нормализовались и составляют от нескольких недель до месяца.

Что с ценами на автозапчасти

Алексей Шпикалов отмечает, что в этом году цены на автозапчасти увеличились на 5–7%, причем этот показатель варьируется в зависимости от типа запчасти и страны-производителя.

«По словам эксперта, наибольший прирост популярности наблюдается у европейских брендов, что связано с проблемами в логистике и ограничениями на ввоз оригинальных комплектующих.

По мнению Шпикалова, в конце года стоимость запасных частей может вырасти на 5–7%. Это связано с волатильностью рубля, проблемами в логистике, инфляцией и дороговизной кредитов. Эксперт подчеркнул, что вторичные санкции и ограничения, введенные ЕС, продолжают вынуждать искать новые пути доставки продукции.

По мнению Романа Тимашова, к 2025 году цены на автозапчасти в России могут снизиться на 10–15%. Укрепление национальной валюты станет причиной такого снижения.

«По словам эксперта, на уменьшение стоимости также повлияло наличие товара, которое стало возможным благодаря регулярным поставкам, соответствующим сформированному спросу.

По словам Татьяны Овчинниковой, за семь месяцев 2025 года средняя цена наиболее востребованных автозапчастей, используемых для мелкого ремонта автомобилей, увеличилась на 7–9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем, стоимость некоторых наименований снизилась относительно январских показателей.

«По мнению Овчинниковой, для большинства водителей изменение стоимости запчастей останется незаметным, поскольку на рынке представлен обширный выбор брендов автодеталей, начиная от бюджетных и заканчивая оригинальными и премиальными. Каждый покупатель сможет подобрать подходящие детали, соответствующие его финансовым возможностям.

Наиболее существенное увеличение стоимости зафиксировано в категории товаров группы «С», которая считается редкой. Подобные комплектующие обычно поставляются небольшими объемами, поэтому на итоговую цену оказывает значительное влияние стоимость доставки. По данным Fit Service, наиболее ощутимо подорожали детали, поставляемые по запросу, запчасти для ремонта кузова, укомплектованные агрегаты, оптические элементы и электронные блоки.

По итогам всестороннего анализа колебаний цен на ключевые запасные части на оптовом рынке Москвы и Санкт-Петербурга (в исследовании было задействовано 375 тысяч наименований), член правления Союза автосервисов Илья Плисов констатировал, что большинство товарных групп и брендов продемонстрировали удешевление в рублевом эквиваленте. В среднем цены снизились на 11% за год.

Отмечена аномалия в сегменте лобовых стекол – его рост составил 43%. Представители Союза автосервисов объясняют это тем, что обязательная маркировка привела к исчезновению контрафактной продукции, ранее распространявшейся на рынке и предлагавшей товары под брендами известных производителей по сниженным ценам.

По мнению Плисова, в текущий момент рынок автозапчастей характеризуется стабильностью. Это подтверждается исследованием, охватившим 500 тысяч наименований артикулов. Изучение ежемесячных изменений выявило, что увеличение цены по всем категориям и брендам незначительно.

Данные Российского союза автостраховщиков (РСА) также свидетельствуют об этом: стоимость комплектующих выросла всего на 1% по сравнению с предыдущим периодом.

«В настоящее время на стоимость и стабильность цен наиболее значительное влияние оказывает валютный курс, поскольку большая часть комплектующих для автомобилей импортируется. Кроме того, проблема, которая была особенно актуальна год и полтора назад и касалась перевода денежных средств поставщикам, несколько смягчилась, и агентские комиссии уменьшились с 5% до 1%, — отметил Плисов.

Легко ли починить «китайцев»

По словам Овчинниковой, комплектующие для востребованных китайских автомобилей можно найти в наличии на складах крупных дистрибьюторов. Однако, как она отметила, их поиск и подбор пока остаются сложной задачей.

«Сегодня независимые автомастерские могут воспользоваться каталогами запасных частей и руководствами по ремонту для самых востребованных китайских автомобилей, включая даже некоторые малоизвестные модели, такие как Voyah, Zeekr и Tank. Однако, для менее распространенных брендов подобная информация недоступна, — добавила она.

По мнению эксперта Шпикалова, увеличение спроса на китайские автомобили в России сделало вопрос об их обслуживании приоритетным. Однако сейчас поставщики организовали централизованную систему поставок комплектующих для китайских автомобилей и открыли центральные склады.

«По словам источника, дефицита запасных частей и расходных материалов, таких как фильтры, тормозные колодки и масла, не наблюдается, их достаточно в наличии.

По словам эксперта Тимашова, китайские бренды все еще сталкиваются с проблемами. Однако эти трудности затрагивают только те марки, которые уходят с рынка или уже покинули его. Причиной стало отсутствие возможности обеспечить надлежащее сервисное обслуживание и своевременную доставку комплектующих.

По словам Тимашова, сегодня существует возможность найти запчасти для официально представленных в России автомобилей китайских марок.

«Каталоги отличаются удобством использования, однако в целом данный вопрос можно считать урегулированным. Доставка осуществляется своевременно благодаря хорошему наличию товаров на основных складах. Тем не менее, возникают трудности с предоставлением некоторых запасных частей. В первую очередь, это касается позиций, прошедших рестайлинг, электроники и декоративных элементов, — уточнил эксперт.