
Николаев проинформировал о росте цен на автомобили с пробегом, связанном с введением утилизационного сбора
Изменение порядка расчета утилизационного сбора на транспортные средства повлечет за собой увеличение цены как новых, так и вторичного рынка автомобилей. Специалисты разъяснили, чем это вызвано
Что произошло
12 сентября Минпромторг предложил изменить методику начисления утилизационного сбора. Соответствующий релиз был опубликован на сайте министерства. Ранее стоимость «утилизационного сбора» привязывалась к календарному году и объему двигателя, однако после внесения изменений в систему будет учитываться также максимальная мощность. Нововведение затронет и электромобили, и гибридные автомобили: при расчете «утилизационного сбора» будет приниматься во внимание суммарная мощность электродвигателей, а льготы будут распространяться только на кей-кары мощностью менее 80 л.с. Это существенно усложнит импорт практически всех гибридов и электрокаров.
Ключевое изменение заключается в том, что льготное утилизационный сбор при ввозе автомобилей физическими лицами из других стран для личного использования будет распространяться только на машины с мощностью до 160 лошадиных сил. Если мощность автомобиля превышает этот порог, будет применяться коммерческий утильсбор, значительно превышающий льготный.
На текущий момент физические лица, ввозящие автомобиль с двигателем объемом до 3 литра, уплачивают 3,4 тыс. рублей, если возраст транспортного средства не более трех лет, и 5,2 тыс. рублей, если автомобиль старше трех лет. Для сравнения, размер коммерческого или дилерского утилизационного сбора составляет 667 тыс. рублей за модели объемом от 1 до 2 литра. Утильсбор на автомобили с двигателями объемом от 2 до 3 литра достигает 1 875 400 рублей.
Начиная с ноября, текущая методика будет пересмотрена в соответствии с планами Минпромторга. В министерстве считают, что это изменение позволит собирать дополнительно от 40 до 60 миллиардов рублей в год. Полученные средства смогут быть использованы для дополнительного финансирования программ поддержки спроса на авторынке.
В соответствии с планами, будет проведена и ежегодная индексация «утильсбора». Так, коммерческая ставка на автомобиль популярной категории с двигателем объемом от 1 до 2 литра к 2030 году увеличится с нынешних 667 400 рублей до 1 172 400 рублей.
Как изменятся цены на вторичке
Михаил Плотников, генеральный директор компании «Мотор-Плейс», являющейся официальным дистрибьютором Honda и VGV, считает, что изменение порядка расчета утилизационного сбора повлечет за собой инфляционные последствия.
«Повышение цен коснется и автомобилей с меньшей мощностью, поскольку рынок представляет собой единое целое, и изменение структуры модельного ряда приведет к общему росту инфляции. В настоящее время наблюдается постепенное увеличение стоимости, и это решение лишь ускорит его, в особенности в конце года, – уточнил эксперт, добавив, что стоимость машин, приобретаемых для личного пользования физическими лицами, возрастет стремительно: она может увеличиться на 30%.
По мнению Романа Кляузова, директора департамента закупок автомобилей с пробегом «Авилон», введение нового утильсбора приведет к росту стоимости автомобилей с пробегом на 4–5%.
«В случае отсутствия повышенного спроса, цены могут снизиться на 2–3%, что заставит продавцов предлагать скидки для привлечения покупателей, – по словам источника.
По словам Кляузова, рост спроса на подержанные автомобили уже очевиден: «Учитывая предстоящее повышение утильсбора, покупатели ускорили принятие решений. Наибольший интерес вызывают автомобили, цена которых не превышает 1 миллион рублей. Также наблюдается активизация продаж европейских и японских автомобилей, стоимость которых превышает 3 миллиона рублей.».
Специалист отмечает, что с рынка выводятся модели, которые больше не пользуются спросом у потребителей: «Действует несложный принцип – предложение определяется спросом».
По словам Александра Николаева, заместителя директора департамента продаж Major Auto, цены на вторичном рынке, как правило, растут вслед за первичным, но с отставанием на 2–3 месяца.
«По словам Николаева, увеличение спроса уже заметно, что связано с ростом курса доллара и уменьшением предложения автомобилей с пробегом менее 70 тысяч км, не произведенных в Китае.
По оценке специалиста, маловероятно полное исключение каких-либо моделей из ассортимента.
Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков также заявил, по мнению эксперта, пересмотр правил утилизации транспортных средств в стране приведет к росту цен на все автомобили. Он отметил, что повышение будет неодинаковым для разных моделей: для одних оно будет вызвано реальными факторами, а для других – станет следствием общего тренда. Ввоз определенных автомобилей окажется нерентабельным, и их импорт прекратится.
Целиков считает, что изменения в правилах, касающихся «утильсбора», могут привести к появлению новых моделей, включая те, которые будут импортированы из стран-соседей, в частности, из числа подержанных автомобилей.