Эксперт Плисов сообщил о предстоящем росте цен на моторные масла.
Маркировку моторных масел, антифризов и прочих технических жидкостей утвердили. постановлением Постановлением Правительства № 1683 от 30 ноября 2024 года с 1 марта 2025 года в России стартует регистрация участников системы «Честный знак». С сентября текущего года начнётся обязательная маркировка всех новых партий, а с 1 ноября 2025 года запрещено будет отгружать немаркированную продукцию.
Для чего предназначена маркировка «Честный знак»?
Система «Честный знак» маркирует товары, чтобы отслеживать всех участников цепочки производства и предотвращать продажу контрафактной продукции на российском рынке. Это снижает количество серых товаров и защищает покупателей от подделок. Система начала работу в 2017 году.
Маркировка функционирует следующим образом: производители должны заказывать DataMatrix-коды и наносить их на упаковку, а импортеры — до ввоза товара в страну. С 1 сентября по 31 октября 2025 года магазины и оптовые базы должны самостоятельно нанести маркировку на имеющиеся автомобильные жидкости. С 1 декабря 2025 года оборот немаркированных масел, антифризов и других жидкостей запрещен. С 1 апреля 2026 года станет обязательной передача сведений о выводе товаров из оборота через ККТ и ЭДО.
Участники рынка могут заказывать коды для маркировки в Национальном каталоге маркированных товаров «Честного знака». Для заказа понадобится код GTIN (EAN 13) на продукцию.
За отсутствие обязательной маркировки по статье 15.12 КоАП индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а для организаций — от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией партии товара. За подделку кодов предусмотрена уголовная ответственность: штрафы до миллиона рублей и лишение свободы на срок от трех до шести лет.
В «Честном знаке» рассказали о причине введения обязательной маркировки для моторных масел. Международная ассоциация «Антиконтрафакт» выяснила, что уровень контрафактной продукции достигает 50–60%.
Как это работает
Представители отрасли считают, что влияние маркировки на объемы контрафактной продукции на российском рынке пока трудно оценить, но предполагают резкое сокращение доли серых товаров, как это было при введении маркировки в ранее регулируемые категории.
Илья Плисов, исполнительный директор «ЕвроАвто» и член правления Союза автосервисов, считает, что обязательная маркировка способствует выявлению недобросовестных участников рынка.
К началу работы группы автомасел и техжидкостей марку использовали 27 отраслей, — отметил участник беседы.
Сегодня эксперимент уточняет особенности отрасли, которые могли быть пропущены ранее. Например, выяснилось, что розлив масел для юридических лиц при запуске эксперимента был невозможен. Это частый случай, когда юрлицо обслуживает автомобиль на сервисе, а масло заливается не из канистры, а из бочки.
Директор международной франчайзинговой сети автосервисов FIT Service Татьяна Овчинникова считает, что сделать выводы о результатах маркировки тормозной жидкости и антифриза пока рано: более ясная картина появится ближе к середине или концу 2026 года. По ее словам, эффект маркировки видят пока только поставщики и импортеры. Эксперт отметила, что необходимость в маркировке могла быть вызвана большим количеством подделок, но специальное исследование по этому вопросу в компании не проводили.
В ЦРПТ заявили, что по оценкам отрасли доля контрафактных антифризов и тормозных жидкостей в 2024 году составляла 25–35%, а в некоторых регионах достигала 40–50%.
Плисов считает, что маркировка технических жидкостей для автомобилей необходима не только для борьбы с контрафактом, но и для контроля их оборота. «Честный знак» выполняет множество задач: выявляет недобросовестных участников рынка и удаляет подделки. С его помощью государство получает дополнительные налоги, а таможня контролирует поступление продукции. Система также помогает сертификационным органам. Все это меняет ситуацию в отрасли – «Честный знак» фактически стал еще одной фискальной системой.
Эксперт привел как пример шиныС 1 ноября 2020 года маркируются шины. В апреле ЦРПТ заблокировал более миллиона шин в продаже — это два тысячи контейнеров. Оператор системы сообщил, что по части автомобильных шин и покрышек введение маркировки сократило долю нелегального оборота вдвое.
Маркировка функционирует как контроль на каждом этапе существования товара, начиная с производства и заканчивая покупкой потребителем, – сказал Плисов.
Маркировка тормозных жидкостей и антифризов не направлена на противодействие контрафакту, поскольку в этой категории товаров его немного.
Что будет с ценами
Отдел по связям с общественностью оператора ЦРПТ дал оценку возможным подорожание После заправки маслом и техническими жидкостями система требует маркировки как несущественной.
В течение шести лет ни одна из 27 товарных групп не испытала роста себестоимости более чем на 1%, как следует из исследования НИФИ Минфина.
По мнению Овчинниковой, обязательная маркировка масел пока не повлияла на цену продукции на российском рынке. Наоборот, средние цены несколько снизились из-за распродажи остатков немаркированного товара производителями и импортерами. В будущем эксперт предвидит повышение цен.
Цепочка продаж усложнится, будут использоваться дополнительные логистические склады для маркировки и выделены средства на оклейку и т.д. Всё это повлияет на цены. Овчинникова отметила, что пока идёт процесс вымывания остатков. По ее оценке, от поставщиков будет отгружаться только маркированный товар примерно через год.
Илья Плисов подчеркнул, что обсуждение касается не только увеличения стоимости товара на 60 копеек из-за наклейки на упаковке.
Расход отрасли превышает эту сумму. Производители устанавливают большое количество оборудования, обращаются в «Честный знак», выпускают, наклеивают маркировки. Все это затратно. Люди заняты этим делом. Наша компания 10 миллионов рублей потратит только на зарплаты сотрудникам. Непонятно, где найти время: речь идет об инвентаризации тысяч товаров.
Специалист считает, что новшество не повлияет на цену продукции местных производителей из-за специфики производства, размера упаковки и высокой стоимости товара. А вот импортная продукция станет дороже на 50–100 рублей за единицу. Причина – расходы на складское хранение, контейнерные перевозки, оборудование, разбор и сбор груза до отдельных единиц товара, а также индивидуальная маркировка. В одном контейнере может быть более тысячи шин.
Какие гарантии от подделок
Овчинникова указывает, что наклейка «Честного знака» и внесение товара в систему DataMatrix не являются гарантией качества. Система осуществляет только цифровизацию оборота изделий, не проверяя их качество.
Плисов подчеркнул необходимость защиты данных, так как хакеры могут получить доступ к базе ЦРПТ. Это может дать конкурентам возможность отслеживать конфиденциальные данные оппонентов. По его мнению, серых товаров в продаже не будет, но такой результат достижимо примерно к весне 2026 года. Кроме того, он указал, что код на товаре — не просто наклейка, а уникальный идентификатор конкретного товара в системе. Копирование этого кода не позволит продать товар в кассе.
Можно попытаться «разобраться» с каким-то кодом, но один будет относиться к серым носкам, а другой уже устарел. Это не так просто, как скопировать акцизную марку. Система учета кодов на государственном уровне кардинально меняет торговлю, — подчеркнул эксперт.
Центральный реестр прослеживаемости товаров напомнил, что с 25 февраля 2025 года по 28 февраля 2026-го проводится эксперимент по маркировке автозапчастей. По результатам эксперимента будет принято решение о включении их в перечень обязательных к маркировке.
Заметим снижение нелегального оборота во всех товарных группах с внедренной маркировкой. В табачной отрасли, согласно ННЦК, данный показатель упал с 15,6% до рекордных 10,8%. В молочной промышленности доля подделок уменьшилась с 30% до 0,01%. На рынке воды система вывела из тени 557 компаний, о существовании которых государству ранее не было известно.
Представители Центра развития перспективных технологий также указали на то, что благодаря маркировке фискальный эффект составил 1,2 трлн рублей. Система маркировки интегрирована с 25 органами власти, и потребители могут быть уверены в подлинности своих покупок. Для проверки достаточно отсканировать код, по которому доступна вся информация: дата и место производства, разрешительная документация, состав, сроки годности и т.д. Обнаружив подделку, можно прямо в приложении подать жалобу в надзорные органы. 27 млн пользователей уже проверили более 300 млн товаров.