Возвращение россиян на автомобильный рынок: мнение экспертов

VozBox  » Новости »  Возвращение россиян на автомобильный рынок: мнение экспертов

Прогнозы по росту продаж новых автомобилей в России даёт экспертный круг.
Когда покупатели снова посещают автосалоны? Каким будет положение со скидками на новые автомобили и как скоро дилеры избавлятся от остатков прошлого года?

Хотя были оптимистичные прогнозы, российский авторынок не достиг положительных значений весной-летом 2025 года. снижаются Представители бизнеса и аналитики ждут итоговых показателей продаж за текущий год.

Дело в укрепившемся рубле

Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков сообщил, что первоначальный прогноз предполагал рост рынка весной 2025 года, но такового не наблюдалось.

Скорее всего, продажи сохранятся на текущем уровне в ближайшее время. Увеличение объёмов продаж возможно, но оно будет незначительным.

Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов считает, что автомобильный рынок пока не выходит в плюс из-за двух причин: высокой ключевой ставки и других факторов.

Необходимо понимать, что ситуация с ключевой ставкой разделяется на две части по влиянию на рынок: дорогие автокредиты и выгодные условия для вкладов, которыми многие пользуются, отдавая предпочтение накоплению вместо больших покупок в данный момент.

Второй фактор, тормозящий российский авторынок, по словам эксперта, — укреплённый рубль. По его мнению, в таких условиях часть покупателей с накоплениями в иностранной валюте предпочитает не терять деньги при обмене.

Люди, хранящие деньги в рублях, размещают их под проценты на банковские депозиты, — кратко подытожил он.

Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон», считает, что летом рынок новых автомобилей демонстрирует отрицательную динамику из-за отсутствия драйверов роста продаж. По его словам, ключевая ставка остается высокой и ее снижение на 1 п.п. не повлияло на рынок автокредитования.

Александр Ганчев, заместитель генерального директора ВТБ Лизинг по направлению автолизинга, указал, что продажи новых автомобилей летом усугубили падение. По итогам полугодия оно составило около 26%. Эксперт, как и коллеги, связывает причину с высокой ключевой ставкой.

Плюс будет в феврале

Ренат Тюктеев прогнозирует рост продаж новых автомобилей до 95–98 тысяч единиц в июле, против 90 тысяч в июне. Такая динамика, по мнению эксперта, связана с увеличением числа рабочих дней по сравнению с двумя предыдущими месяцами. Однако активный сезон отпусков может негативно повлиять на рынок.

По его мнению, существенный толчок возможно получить только если процентную ставку снизят не менее чем на 4–5%.

Николай Иванов полагает, что для существенного роста спроса на машины необходимо значительно понизить процентную ставку. По его мнению, такое решение обязательно послужит стимулом для развития российского авторынка.

Это также возможно при появлении сильных информационных поводов, вызвавших рост потребительской активности. Такой случай произошел в прошлом году перед увеличением тарифа на утилизационный сбор.

Александр Ганчев полагает, что кроме снижения ключевой ставки к фактору увеличения спроса на автомобили в третьем квартале текущего года может привести расширение программ льготного автокредитования и лизинга от производителей, а также государственная поддержка.

«Это однозначно повысит спрос», — отметил мужчина.

Директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex Иларион Демчиков полагает, что восстановление российского автомобильного рынка наступит к 2026 году. Темпы и полнота восстановления зависят от нескольких ключевых факторов.

  1. Центральный банк снижает ключевую ставку с нынешних 20% до 17-18%. Такое решение позволит сделать кредиты доступнее, что в свою очередь должно подстегнуть спрос на автомобили.
  2. Усиление курса рубля и ослабление таможенных сборов могут позволить удержать или даже понизить стоимость машин, благотворно влияя на спрос.
  3. Государственные меры по поддержке рынка способствуют росту спроса на автомобили. Льготное кредитование на покупку машин действовало до 2026 года, предоставляя покупателям новые шансы.

Сергей Целиков считает, что возможно положительное изменение ситуации начиная с февраля следующего года. По его мнению, если уровень снижается слишком сильно, то после этого периода начинают появляться положительные показатели.

Рынок должен снизиться в течение определенного времени, чтобы затем восстановиться и снова демонстрировать рост.

Скидки задействованы на максимум

Автопроизводители и дилеры всю прошлую зиму и весну предлагали скидки на машины из-за падения продаж и затоваривания складов. Эксперт Иванов считает, что такая тенденция продержится до конца лета.

С приходом осени каждый обратит внимание на ситуацию с переизбытком товара на складах и изучит динамику спроса. При быстром сокращении остатков скидки тоже станут меньше, считает специалист.

Тюктеев указал, что все программы по поддержке продаж работают в полную силу. Эксперты предполагают, что запасы новых машин у импортеров равны примерно 350 тысячам единиц.

Объем скидок будет постепенно уменьшаться по мере полного снятия с производства машин 2024 года выпуска, — предположил он.

Ганчев полагает, что запас непроданных автомобилей у российских дилеров и импортеров растёт. По его оценкам, в июне было импортировано 25,8 тысячи автомобилей, что на 45% больше, чем в мае. Российский автопром выпустил ещё 78 тысяч легковых автомобилей.

По итогам года объём складов дилеров и импортеров вырос на 103,8 тысячи автомобилей. По оценке эксперта, за первое полугодие общее количество машин на складах сократилось всего на 20–30 тысяч единиц.

Тюктеев считает будущую индексацию утильсбора, запланированную на 1 января 2026 года, одной из причин роста числа нераспроданных автомобилей. По его словам, в таком случае стоимость импортных моделей вырастет в среднем на 250 тысяч рублей. Сейчас продавцы увеличивают закупку машин за границей.

Нет оснований считать, что скидки прекратят действовать. По-прежнему остаются стимулирующим фактором для продаж, особенно с учетом большого количества брендов на российском рынке.

Сергей Целиков полагает, что в настоящее время в России действуют наибольшие скидки за последние пять лет. По его словам, фирмы вынуждены снижать цены из-за переизбытка автотранспорта по сравнению с количеством желающих их приобрести.


Эксперт полагает, что скидочные программы существуют постоянно. Впрочем, со временем акцент сместится на менее востребованные модификации и модели. Размер скидок также уменьшится.

Дмитрий Александров