Чистая прибыль Mercedes-Benz упала на 43%
Автомобильные концерны Европы представили отчёты по первому кварталу 2025 года. Результат оказался ниже ожиданий.
Mercedes-Benz
Немецкий автоконцерн Mercedes-Benz Group опубликовал финансовые результаты первого квартала.
Чистая прибыль упала на 43%, достигнув €1,73 млрд по сравнению с €3,03 млрд за прошлый год. Снижение продаж, ценовые колебания и ухудшение ситуации в Китае стали главными причинами такого результата.
Финансовая отчетность свидетельствует о снижении важных показателей. Выручка уменьшилась на 7%, составив €33,22 млрд. Операционная прибыль (EBIT) упала до €2,29 млрд против €3,86 млрд в предыдущем году.
Измененная EBITDA уменьшилась на 29%, составив 2,55 миллиарда евро. Прибыль на акцию равна 1,74 евро против 2,86 евро в первом квартале 2024 года.
Компания наращивает инвестиции в разработки и производство. Расходы на исследования и разработки составили €2,32 млрд, что на 5% больше предыдущего периода. Капитальные затраты выросли на 4%, достигнув €685 млн.
Продажи Mercedes-Benz уменьшились, но денежные потоки улучшились. Свободный денежный поток промышленного бизнеса увеличился на 6%, составив €2,36 млрд. Чистая ликвидность в этом сегменте достигла €33,33 млрд. Чистый долг компании сократился до €84,23 млрд против €90,94 млрд по состоянию на конец 2024 года.
В отчетный период Mercedes-Benz Cars продала 446,3 тысячи автомобилей, что на 4% меньше, чем годом ранее. В Европе и Китае наблюдается снижение объемов продаж, в то время как Северная Америка показывает небольшой рост. Доля электромобилей в общем количестве реализованных машин составила 19,5%. Внутри сегмента электромобилей динамика неоднородна: продажи полностью электрических моделей снизились на 14%, а подзаряжаемые гибриды, наоборот, увеличились на 8%.
Отдел Mercedes-Benz Vans столкнулся со снижением поставок на 21%, достигнув 82 943 единиц. Продажи коммерческих фургонов сократились, тогда как частные модели немного увеличили объемы. Доля электромобилей в этом сегменте превысила 5% – с 2,8 до 5,7%.
Выручка сегмента легковых автомобилей составила €24,24 млрд, что на 6% меньше прошлогоднего показателя. Скорректированная EBITDA сократилась на 24%, достигнув €1,77 млрд, а рентабельность продаж снизилась с 9 до 7,3%.
Выручка фургонного бизнеса уменьшилась на 17% до €4,08 млрд, а скорректированная EBITDA сократилась на 41%, достигнув €475 млн. Рентабельность продаж в этом сегменте снизилась с 16,3 до 11,6%.
Отдел Mercedes-Benz Mobility удержал показатели EBIT на уровне €287 млн при сокращении объёма нового бизнеса на 8% до €13,62 млрд.
Компания прогнозирует, что геополитическая и экономическая нестабильность будут негативно сказываться на финансовых результатах в течение года, приводя к снижению прибыли, денежных потоков и доходности.
Stellantis
Автомобильный концерн Stellantis Компания сообщила о сокращении ключевых финансовых и операционных показателей. Чистая выручка компании составила €35,8 млрд, что на 14% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Уменьшение объемов отгрузок, неблагоприятная региональная структура продаж и нормализация цен на автомобили стали основными причинами снижения.
Объем отгрузок автомобилей уменьшился на 9%, составив 1,217 млн единиц. Компания связывает это с производственными трудностями в Северной Америке, продлением праздничных каникул в январе, переходом между моделями и снижением спроса на легкие коммерческие автомобили в Европе.
Хотя общие показатели ухудшились, в Stellantis отмечают первые признаки восстановления рыночных позиций. Доля рынка в Европе увеличилась до 17,3%, что на 1,9 пункта процента выше, чем в четвертом квартале прошлого года. Особенно обнадеживающей является динамика в США, где объем розничных заказов в марте этого года вырос на 82% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достиг максимального уровня с июня прошлого года.
За квартал компания выпустила три новые модели: Fiat Grande Panda, Opel/Vauxhall Frontera и Citroën C3 Aircross. Также представлены обновленные версии Opel/Vauxhall Mokka, Ram 2500 HD и Ram 3500 HD. Эти новинки уже способствуют восстановлению рыночных позиций, особенно в сегменте гибридных автомобилей, где Stellantis занимает лидирующие позиции с долей 15,5%.
Из-за неопределенности, возникшей из-за изменений тарифной политики в важных регионах, компания остановила выполнение финансовых планов на 2025 год. Совет директоров решил выплатить обычные дивиденды в размере €0,68 на акцию, которые поступят 5 мая 2025 года.
В Stellantis заявляют о сотрудничестве с органами власти по таможенным тарифам, а также корректировке производственных планов и оптимизации поставок. Вместе с тем компания продолжает реализацию стратегии технологического развития, включая внедрение собственной системы автономного вождения STLA AutoDrive 1.0 и взаимодействие с Mistral AI для создания голосового помощника на основе искусственного интеллекта.
Volkswagen
Немецкая автомобильная корпорация Volkswagen Group тоже. подвел итоги В первом квартале 2025 года компания продемонстрировала смешанные результаты. Рост спроса на авто, особенно в Европе, сочетается с снижением прибыли, повлиявшей на главные финансовые показатели.
Volkswagen Group столкнулся с неоднозначным началом финансового года, как и ожидалось. Автомобили пользуются большим спросом: объем заказов в Западной Европе значительно вырос, а книги заказов быстро заполняются. Каждый пятый проданный автомобиль в Западной Европе теперь полностью электрический, продажи электромобилей за первый квартал более чем удвоились. Этот рыночный успех оказывает давление на результаты, — заявил Арно Антлитц, финансовый директор и операционный директор Volkswagen Group.
Выручка Volkswagen Group в первом квартале 2025 года составила €77,6 млрд, увеличившись на 2,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года (€75,5 млрд). Рост обусловлен рынками за пределами Китая: продажи автомобилей выросли в Европе и Южной Америке, компенсировав снижение в Северной Америке и Китае. В Brand Group Core, Brand Group Progressive и финансовых услугах рост выручки отмечен. В то же время в Brand Group Sport Luxury и TRATON выручка уменьшилась из-за падения объемов поставок.
Квартальная операционная прибыль составила €2,9 млрд, что меньше чем €4,6 млрд годом ранее. Операционная маржа снизилась до 3,7%. Влияние на результат оказали неблагоприятный ценовой микс, рост постоянных затрат и особые эффекты на сумму около €1,1 млрд. При исключении этих факторов операционная прибыль составила примерно €4 млрд, а маржа — 5,1%.
Чистый денежный поток автомобильного подразделения за квартал составил минус €0,8 млрд, но улучшился по сравнению с прошлым годом (минус €2,5 млрд). На результат повлияли инвестиции в M&A на сумму €0,7 млрд и отток €0,5 млрд, связанный с реструктуризацией.
Поставки достигли объёма 2,1 миллиона автомобилей, что на 0,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи выросли на 4% в Европе и на 17% в Южной Америке, а сократились на 2% в Северной Америке и на 6% в Китае.
Заказы в Западной Европе увеличились на 29% по сравнению с первым кварталом 2024 года. Новые модели с разными видами приводов, такие как VW ID.7 Tourer, CUPRA Terramar, Skoda Elroq, Audi Q6 e-tron и Porsche 911, способствовали этому росту. Портфель заказов на конец марта составил почти миллион автомобилей, при этом доля полностью электрических моделей выросла на 64% и превысила 20% от общего объема.
В 2025 году Volkswagen Group прогнозирует рост выручки от продаж примерно на 5%. Ожидаемая операционная рентабельность составит от 5,5 до 6,5%, не считая возможного влияния новых торговых пошлин. В автомобильном подразделении коэффициент инвестиций ожидается на уровне 12–13%, а чистый денежный поток — от €2 млрд до €5 млрд, включая расходы на реструктуризацию и инвестиции в будущее. Прогноз по чистой ликвидности к концу года — от €34 млрд до €37 млрд.
В компании прогнозируют, что по состоянию на конец апреля ключевые показатели — маржинальность, денежный поток и ликвидность — приблизятся к нижнему пределу указанных диапазонов. К числу рисков относят политическую нестабильность, усиление торговых ограничений, геополитическую напряженность, рост конкуренции, колебания на рынках сырья, энергии и валют, а также ужесточение экологических требований.
С января 2025 года новые правила финансовой отчетности стали действовать. Выручка автомобильного подразделения теперь раскрывается более точно. Это повлияло на коэффициент инвестиций: значение за 2024 год пересмотрено вниз — до 13%, а в 2025 году ожидается в диапазоне 12–13%. К 2027 году компания планирует снизить этот показатель до уровня около 10%.