Скрипящие тормоза автомобиля: причины и решение проблемы

VozBox  » Новости »  Скрипящие тормоза автомобиля: причины и решение проблемы


Скрип тормозов не всегда свидетельствует о поломке машины. Рассмотрим причины появления этого звука и ситуации, когда обращение к специалисту необходимо.

Почему скрипят тормоза

Скрип тормозов возможен как на новых автомобилях, так и на машинах с большим километражом. Рассмотрим главные факторы, вызывающие этот звук.

  • Износ тормозных колодок. С течением времени фрикционный слой колодок стирается. При минимально допустимой толщине (обычно 3–4 мм) срабатывает индикатор — тонкая металлическая пластина, которая касается тормозного диска и производит скрипящий звук. Необходимо как можно скорее заменить колодки.
  • Перегрев тормозной системы. Частое резкое торможение или длительное движение с нажатой педалью приводят к перегреву тормозной системы. При высоких температурах на поверхности колодок образуется стекловидный слой, что ухудшает сцепление с диском и вызывает визг или металлический скрежет. Такой скрип не исчезнет сам собой — нужно заменить колодку, а иногда и диски.
  • Отсутствие противоскрипных пластин. Буксы устанавливаются между тормозной колодкой и суппортом для уменьшения вибрации, предотвращая скрип. При замене колодок их могут не установить по невнимательности или чтобы сэкономить. В результате при легком нажатии на тормоз может появиться писк.
  • Попадание грязи и пыли. Мелкие частицы грязи или песка, попавшие между тормозной колодкой и диском, царапают поверхность при торможении, вызывая скрип. Такое случается после поездок по грязным дорогам или в дождливую погоду. Обычно проблема проходит сама — после нескольких торможений или после мойки автомобиля.
  • Неправильная установка колодок. Скрип во время торможения может возникнуть из-за ошибки мастера при замене тормозов. Некачественная очистка посадочных мест или неправильная установка противоскрипных пластин приводят к неравномерной работе колодок, вызывая трение и неприятный звук при торможении.
  • Заклинивание суппорта или направляющих. Загрязнение или коррозия суппорта и его направляющих может вызвать неравномерное прижатие колодок к диску, что приводит к перегреву тормозов и появлению скрипа. Решение проблемы — очистка и смазка направляющих.
  • Материал тормозных колодок. Скрип может возникать после замены колодок из-за особенностей их материала. В бюджетных моделях часто используют недорогие наполнители или смолы низкого качества. Фрикционные накладки на таких колодках хуже крепятся к диску, быстро нагреваются и создают скрип.

Почему скрипят новые колодки

В некоторых ситуациях скрип тормозов является нормальным. Особенно если тормозная система функционирует исправно, а шум вызван конструкцией или режимом работы автомобиля.

  • Новые колодки пока не притерлись к диску. Постепенно поверхности адаптируются друг к другу, и скрип прекратится.
  • После простоя или дождя появляется рыжий налет. Скрип исчезает после нескольких прижатий педали тормоза.
  • Материалы низкого качества применяются в дешёвых колодках.
  • При экстренном торможении материал тормозных колодок нагреваеться и меняет свойства, что может вызвать кратковременный скрежет.

Торможение на небольшой скорости сопровождается скрипом.

При торможении на небольшой скорости скрип тормозов может быть вызван разными факторами.

  • Вибрация элементов тормозной системы может быть вызвана недостаточной фиксацией колодок или износом крепёжных элементов.
  • На поверхности колодок и дисков скапливается пыль и грязь.
  • На поверхности тормозных дисков присутствует небольшой слой коррозии.
  • Высокая влажность и конденсат могут привести к периодическому скрипу при начале движения.
  • Неправильное размещение или недостаток смазки на опорах тормозной системы.

Что делать, если скрипят тормоза

Скрип тормозов – не всегда признак серьёзной поломки, но пренебрегать им не следует. Уяснить, является ли это временное явление или серьёзной проблемой, важно. Если скрипящий звук прозвучал только раз (например, при резком торможении), беспокоиться не стоит, особенно если вы заботитесь о состоянии машины и проводите вовремя обслуживание тормозной системы. Но если скрип не исчезает, необходимо провести небольшое техническое обследование.

1. Прислушайтесь к звукам

Скрип при торможении может быть вызван износом или качеством колодок. Звук без нажатия педали указывает на подклинивание суппорта. Сильный скрежет свидетельствует о полном износе колодок, повреждении диска или попадании мусора.

Иногда скрип обусловлен внешними причинами, такими как высокая влажность, пыль или ржавчина на дисках. В этом случае рекомендуется прокатиться 10–15 минут по обычной дороге. При отсутствии исчезновения звука требуется поиск причины в другом месте.

2. Проверьте состояние тормозов

При наличии доступа к колесам можно внимательно изучить тормозной диск и колодки через спицы диска. Обратите внимание на степень износа колодок и повреждения. При толщине колодок менее 3 мм требуется их замена. С барабанными тормозами задней оси некоторых автомобилей обстоит сложнее: без снятия колеса и самого барабана их осмотреть практически невозможно.

3. Обратите внимание на поведение автомобиля

Обратите внимание на поведение машины во время торможения. Если ее тянет в сторону, возможно неисправность суппортов или тормозных дисков. Если педаль становится мягкой или «проваливается», воздух попал в систему или повреждены тормозные шланги. Медленная реакция на торможение и увеличение тормозного пути могут свидетельствовать об износе или заедании суппорта. В этих ситуациях необходимо как можно скорее обратиться к специалистам.

Профилактика скрипа тормозов

Лучше предупредить скрип тормозов, чем исправлять его следствия. Несколько советов помогут избежать проблем с тормозами.

  • Меняйте колодки вовремя, проверяя их каждую десятку-пятнадцать тысяч километров.
  • Выбирайте детали высокого качества у надежных поставщиков.
  • Чтобы не повредить тормозные диски, замените колодки перед полным износом до металла.
  • При смене колодок чистите и смазывайте направляющие.
  • Контролируйте уровень и состояние тормозного рабочего fluid.
  • Смягчайте торможение и сокращайте продолжительность нажатия педали тормоза для уменьшения нагрузки на тормозную систему.
  • Производите плановый осмотр и диагностику тормозной системы.

Частые вопросы

Можно ли использовать машину, если тормоза издают скрипучие звуки?

Скрип в тормозах после простоя машины, особенно в сырую погоду, обычное явление. Такой звук может появиться после замены колодок или дисков. Как правило, скрип проходит после 200–300 километров пробега. Но если скрип слышен постоянно во время движения и эффективность тормозов снижается — например, увеличивается тормозной путь или появляется вибрация на педали — эксплуатацию машины прекратить. Необходимо пройти диагностику и проверить тормозную систему.

Сообщение об изношенности тормозных колодок.

Неисправные тормозные колодки сопровождаются непрерывным или периодическим скрипом, похожим на скрежет металла о металл. Может загореться индикатор износа колодок или общий значок тормозной системы на панели приборов. Педаль тормоза становится мягкой или «проваливается», а при торможении ощущается вибрация. При появлении этих признаков необходимо срочно проверить состояние колодок и всей тормозной системы.

Не всегда скрип тормозов свидетельствует о проблеме с колодками.

Неприятный звук может иметь разные причины, не обязательно связанные с тормозными колодками. Загрязнения на дисках или их износ могут стать источником скрипа. Рекомендуется выполнить полную диагностику тормозной системы для точного выявления проблемы, прежде чем менять колодки.

Главное о скрипе тормозов

  • Скрип тормозов может быть вызван износом колодок или дисков.
  • Во время торможения на малых скоростях может возникать скрип тормозов.
  • Тормозные детали могут заедать из-за пыли, грязи или влаги.
  • После установки новые тормозные колодки могут шуметь несколько дней.
  • Потребуется ремонт из-за металлического звука и вибрации педали во время торможения.
Земфира Ахтямова