Западные производители автомобилей столкнулись со значительными трудностями в финансовом плане
Выход на рынок китайских брендов, усиление экономических требований и неготовность автокомпаний традиционного типа к переменам
Tesla
Даже у лидера автомобильной индустрии, компании Tesla, принадлежащей американскому предпринимателю Илону Маску, возникают трудности. Финансовая отчетности, во втором квартале 2025 года чистая прибыль компании снизилась на 16%, составив 1,17 млрд долларов США, что ниже 1,4 млрд долларов США, зафиксированных в аналогичном периоде прошлого года. Выручка за отчетный квартал составила 22,5 млрд долларов США, что на 12% меньше, чем год назад.
Снижение выручки и прибыли в Tesla обусловлено уменьшением объемов продаж и сокращением размера предоставляемых налоговых льгот. Компания получила $439 млн дохода от других производителей автомобилей, которые оплачивают Tesla за углеродные квоты, что значительно меньше, чем годом ранее. Действие многих из этих квот прекратится осенью 2025 года в связи с отменой субсидий на электромобили и внедрением мер по охране окружающей среды. По данным The Wall Street Journal, в III квартале в США ожидается отмена льготы в $7,5 тыс. и ряда углеродных квот, что создаст для Tesla дополнительные сложности.
Позиции компании Маска в Европе снижаются восемь месяцев подряд на фоне обострения конкуренции с BYD.
Падение по странам:
- Франция — минус 47,3%;
- Швеция — минус 84%;
- Дания — минус 42%;
- Нидерланды — минус 50%;
- Италия — минус 4,4%.
В Норвегии, Испании и Португалии объемы продаж увеличились на 21,3%, 161% и 28,7% соответственно.
Проблемы Tesla связаны с тем, что с 2020 года компания не представила новых моделей (исключение составила Model Y), а продажи Model S и Model X в Европе, по данным Carscoops, фактически уже прекращены.
Infiniti
Infiniti также сталкивается с трудностями, среди которых – беспрецедентный убытками головной компании Nissan.
Исправить ситуацию может новое поколение модели Q50. Изначально предполагалось, что эта новинка будет на электротяге, но в итоге она получит лишь традиционный двигатель внутреннего сгорания. Ожидается, что заднеприводный Q50 с мотором мощностью 450 л.с. в тандеме с классической «механикой» появится на американском рынке в 2027 году.
Кстати, по подсчетам портала Auto Vercity, согласно имеющимся сведениям, за 2024 год в Китае было реализовано 2 268 автомобилей Infiniti моделей QX50 и QX60. Информация получена из официальных источников, включая АЕБ, АСЕА, Automotive News, GoodCarBadCar, Focus2move, а также из отчетов компании-производителя. Но в декабре 2025 года выпуск данных моделей должен завершиться.
Сложности, с которыми сталкивается бренд Infiniti, связаны с его первоначальной ориентацией на американский рынок, где объемы продаж также остаются невысокими. Например данным chinamobil.ru, в ноябре 2024 года на местном рынке было продано чуть более 5 тыс. экземпляров, а в Канаде — 503 автомобиля.
Nissan
Nissan после реструктуризации альянса с Renault не смог выстроить новое партнерство с Honda и терпит колоссальные убытки. Автопроизводителю пришлось пойти на сворачивание производства в китайском Ухане из-за сокращения моделей Ariya и X-Trail. Еще раньше, в июне прошлого года, японская компания закрыла завод в Чанчжоу, работавший с 2000 года.
По итогам 2024 года Nissan ушел в рекордный минус — общие убытки составили почти 5,3 миллиарда долларов. Это самая значительная потеря, когда-либо зафиксированная у компании-автопроизводителя. В феврале текущего года генеральный директор Макото Учида покинул свой пост, его сменил Иван Эспиноса, ранее занимавший должность вице-президента по глобальному продукту.
Чтобы сохранить бренд, Nissan планирует предпринять ряд мер до окончания 2026 финансового года, которое завершается 31 марта 2027 года) уволить в компании работает 6,5 тыс. сотрудников, и в целом планируется упразднить 9 тыс. рабочих мест. Новая стратегия трансформации, получившая название Re: Nissan, к 2035 году производитель намерен упростить архитектуру будущих моделей, сократив сложность конструкций на 70%, и уменьшить количество используемых платформ с 13 до 7. Срок, выделяемый на разработку новых продуктов, будет сокращен с 37 до максимально 30 месяцев.
Maserati
Maserati, являясь частью группы Stellantis (в которую входят такие бренды, как Jeep, Citroёn, Peugeot, Alfa Romeo, Dodge, Fiat и другие), на протяжении длительного времени несет убытки. Финансовый отчет фирмы за первую половину 2025 года выглядит нерадужным. В 2024 году прибыль сократилась на 70%, составив €5,5 млрд, а за первое полугодие 2025 года компания понесла убытки в размере €2,3 млрд.
Положение Maserati, функционирующей как самостоятельная юридическая компания в составе Stellantis, вызывает значительные опасения данным сайта clubalfa.it, Maserati в первой половине 2025 года сработала в убыток в размере €39 млн из-за падения продаж на 32% по всему миру (реализовано 4 328 машин). Марке пока нечего предложить в сегментах электрокаров и гибридов, что делает ее малоинтересной в глазах современного покупателя.
Mercedes-Benz
Кажется невероятным, однако даже премиальный немецкий бренд Mercedes-Benz столкнулся с трудностями. Маркус Шефер, технический директор Mercedes-Benz Group AG признал зависимость компании от поставок из Китая редкоземельных металлов. Оставаться на плаву производителю в последнее время помогали буферный запас и альтернативные каналы.
«Последствия сложившейся ситуации весьма значительны. Мы выражаем надежду, что в ближайшие недели обе стороны смогут прийти к соглашению. Это абсолютно необходимо», — подчеркнул Шефер.
По итогам I квартала 2025 года Mercedes-Benz отчитался о снижении прибыли. Во II квартале 2025 года прибыль компании составила €957 млн, на 69% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024-го. Объем продаж автомобилей за первое полугодие не достиг 900 тыс. штук и сократился на 6%. За первое полугодие компания заработала около €2,7 млрд. Этот показатель на 55,8% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года (тогда было €6,1 млрд).
Положение дел у Mercedes-Benz настолько ухудшилось, что вызывает серьезные изучается возможность закупки ДВС у конкурентов в лице BMW. Автопроизводитель назвал причины падения результатов. Среди них оказались ввозные пошлины США, возросшие цены на энергоносители и сырье, снижение объемов продаж и затраты, обусловленные реструктуризацией предприятия.
Глава Европейской автомобильной ассоциации ACEA и концерна Mercedes-Benz Ола Каллениус обратился к представителям ЕС с предостережением о потенциальном кризисе европейского автопрома. По его словам, если не будут приняты меры для поддержки отрасли, она может прекратить свое существование в течение нескольких лет. В Mercedes-Benz полагают, что европейская программу отказа от машин с ДВС к 2035 году труднореализуемой.
«Пришло время признать ситуацию. В противном случае мы столкнемся с серьезными проблемами», — предупредил Каллениус дал комментарий для Handelsblatt, касающийся запрета на реализацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, который вступит в силу в 2035 году.
В связи с введением США ввозных пошлин, некоторые организации приостановили поставки автомобилей на этот рынок. В качестве примера можно привести японскую компанию Mitsubishi. Об аналогичном шаге заявляли немецкие Audi и Volkswagen.