

В современных автомобилях всё чаще используют пластик, синтетический каучук и другие полимеры. Этому способствует главный тренд индустрии, позволяющий производителям уменьшить вес автомобилей и повысить их характеристики.
— Российский авторынок переживает Нелёгкая обстановка, однако ряд компаний-производителей автозапчастей остаются оптимистами. Причины такому настрою?
Начать следует развитием собственных производств полимерных автокомпонентов в России. АвтоВАЗ, «Москвич», КАМАЗ поддерживают тенденцию локализации полимерных автокомпонентов, сотрудничая с поставщиками готовых решений и сырья. В этой связи важно использовать потенциал… постановления № 719, регулирующего локализацию автокомпонентов.
Высокое качество марок полимеров для автозапчастей помогает отечественным производителям конкурировать и наращивать технологические компетенции. Развитие технологий переработки, создание новых синтетических материалов с уникальными свойствами и «полимеризация» автомобиля дают отрасли точки роста.
Внедрение пластиковых деталей в авто зачастую встречает негативный отклик покупателей, но производители всё равно продолжают эту практику. Что же побуждает к усилению полимерного наполнения автомобилей?
Эффективность энергопотребления – ключевой фактор. К 2035 году вес полимеров в автомобиле увеличится с 150 до 250 кг. Если в семидесятых годах пластик составлял около 5% массы авто, то сегодня его доля варьируется от 20 до 50%. При замене на каждые 45 кг металла пластиком, вес полимеров в автомобиле увеличивается на 2%. В будущем машины будут всё более полимерными. Снижение веса означает сокращение потребления топлива и выбросов, а также уменьшение расходов автовладельцев.
Индустрия разрабатывает суперконструкционные пластики, например полиэфиркетонкетон (ПЭКК), способный выдерживать высокие нагрузки миллионы циклов без потери прочности. ПЭКК используют в подшипниках, сцеплениях и механических соединениях. Этот материал выдерживает высокие температуры и давление двигателей, поэтому из него делают накладки, втулки, уплотнения, прокладки, насосы и поршни. Благодаря малой массе по сравнению с металлом, высокой стойкости к агрессивным средам, большой прочности и стабильности размеров суперконструкционные пластики используются в структурных компонентах, элементах подвески, крепежах, двигателях, кузовных элементах и электронных компонентах. Благодаря комплексу свойств суперконструкционные пластики могут заменить металлы и стать незаменимыми.
— А как обстоят дела с безопасностью?
Применение полимеров увеличивает безопасность. Из-за способности к деформации полимерные детали поглощают энергию удара, делая таким образом защиту водителя и пассажиров более эффективной.
Эффективность производства многих деталей повышается за счет применения полимеров, что снижает стоимость автомобилей. Пластиковые компоненты подлежат вторичной переработке. Из полимеров просто изготавливаются детали сложной формы, предоставляя автодизайнерам большую свободу.
Можно ли привести примеры проектов в этой сфере?
Ведутся работы по замене металлических топливных баков автобусов «НЕФАЗ» на полимерные. Для этого разработана марка высокоплотного полиэтилена, устойчивого к агрессивным средам. Для кабины «КАМАЗ К6» разрабатываются суперпластики, которые заменят металл в стенках и сиденьях для снижения общей массы автомобиля без потери прочности. Работа ведется над самозатухающими гофротрубками, локализацией манжет Freudenberg и тестированием полидициклопентадиена — перспективного пластика для грузовой и сельскохозяйственной техники.
Компания реализует более двадцати проектов по замене импортных автомобильных деталей у ведущих производителей оригинального оборудования. Это комплексное мероприятие, предусматривающее перестройку цепей создания стоимости, в которых отечественные материалы выступают основой развития автомобильной промышленности.
А у вас тоже есть проекты по адаптации производства шин?
В 2022 году стартовала программа помощи шинным компаниям, которая позже охватила и производителей резинотехнических изделий. Главная цель состояла в замене импортируемых марок каучука. Сложностями стало то, что покинувшие Россию мировые бренды унесли с собой рецептуры. Все же удалось оперативно разработать новые марки бутадиен-стирольного каучука и поддержать отечественных компаний в запуске производства. Новые марки показали высокие показатели сцепления, износостойкости, устойчивости к качению, а также принесли экономический эффект: себестоимость шин уменьшилась. В итоге уровень локализации синтетических каучуков достиг 99%.
В 2024 году совместно с партнерами выпустили первую шину без натурального каучука. Это важный шаг к технологической независимости от азиатских поставок.
Это был серьезный вызов, поскольку среди шинных технологов, привыкших работать на натуральном сырье, бытует определенный скептицизм к синтетике. Но, пройдя все стадии регламентных, стендовых, ресурсных испытаний, обнаружили, что шина, базирующаяся на синтетике, практически не уступает оригинальной рецептуре.
Этот проект делает российских шинных производителей более конкурентоспособными по сравнению с китайскими компаниями, которые активно импортируют шины.
Сегодня в российском автопроме уделяют особое внимание переходу от крупноузловой к мелкоузловой сборке. Какой результат можно ожидать от этого шага?
Будет создано больше высокотехнологичных рабочих мест. Отчисления в бюджеты всех уровней возрастут. Мелкоузловая сборка поможет многим производителям избежать уплаты утилизационного сбора, что снизит конечную цену автомобиля для потребителей. Но самое главное — рост компетенций внутри страны и полное использование отечественного сырья.
Содержание российских полимеров в автомобилестроении увеличилось на 69% по итогам 2023 года по сравнению с прошлым годом, и к 2028 году ожидается удвоение этого показателя. Такая динамика связана с ростом переработки сырья на территории России.
Какие меры принимаются для развития мелкоузловой сборки автомобилей в России?
Вместе с Минпромторгом дорабатываем постановление № 719 для увеличения веса баллов за детали из отечественного сырья, в частности полимерного. Предлагаем механизмы прямой поддержки переработчиков, чтобы российский бампер был дешевле китайского аналога.
К 2028 году Министерство промышленности и торговли прогнозирует рост доли российских материалов в автомобилестроении до 80%, причем полимерные детали будут замещены наиболее быстро.
Авторы
Теги