
Несколько месяцев назад мы писали о том, что Changan вышел из проекта Volga, запуск которого на производственных мощностях ГАЗа (сейчас завод называется НАЗ) бывший министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров (ныне первый вице-премьер) обещал еще летом 2024 года. По нашим данным, это не поставило крест на Volga, по крайней мере, после ухода «Чангана» менеджмент НАЗа вел переговоры с GAC, правда, и GAC не захотел превращаться в Волгу.
Ранее мы информировали о том, что после прекращения сотрудничества с компанией «Волга» Changan приступила к переговорам с «Автотором», которые завершились положительным результатом. Недавно на калининградском предприятии была собрана опытная партия автомобилей Changan методом, известным как «отверточный», и начат процесс сертификации. В качестве заявителя на Одобрение типа транспортного средства и изготовителя Changan выступило предприятие «Автотор-Автотранс», являющееся частью «Автотор Холдинга». Chongqing Changan Automobile Co. указан поставщиком сборочных комплектов в документах ОТТС.
ОТТС выдано для транспортного средства типа S203, которое представляет собой компактный кроссовер Changan. Первоначально эта модель продавалась в России под названием CS55 Plus, однако после незначительного обновления она получила обозначение UNI-S. Сертификат также включает в себя альтернативное наименование для российского рынка – OIC-3. Вероятно, оно потребуется на случай, если государственному представителю Changan потребуется оперативно скрыть структуру выпускаемых моделей, подобно тому, как это делает государственная компания Chery. Срок действия ОТТС составляет один год и истекает 27 августа 2026 года.
Выбор CS55 Plus/UNI-S в качестве первой российской версии «Чангана» объясняется статистическими данными. В период с января по июнь текущего года было зарегистрировано 29 940 автомобилей марки Changan, и наибольшим спросом пользовался именно CS55 Plus/UNI-S, реализовано 13 498 единиц. Учитывая, что вторым по популярности является компактный CS35 Plus (продано 6376 штук), вполне вероятно, что в скором времени будет утверждено ОТТС на эту модель в российской спецификации.
Сотрудничество с «Автотором» представляется перспективным для Changan: благодаря льготам, предоставляемым заводу в рамках Федерального закона об особой экономической зоне в Калининградской области, можно существенно снизить утильсбор, несмотря на минимальную степень локализации производства. Использование российских комплектующих, в особенности произведенных на территории Калининградской области, позволит получить значительный экономический эффект, выражающийся в дотациях, которые непосредственно компенсируют утильсбор.
В настоящее время на «Автоторе», кроме периодической сборки китайских автомобилей Baic, Kaiyi и SWM, налажено производство Jetour Dashing и X70 Plus. Формально этим процессом занимается еще одна дочерняя компания калининградского холдинга — «Автотор Автобалт». Ранее было официально заявлено о переходе обоих Jetour на полный цикл производства, однако на данный момент Dashing и X70 Plus имеют лишь 67 баллов локализации. Заключения местного отделения Торгово-промышленной палаты РФ по этим моделям были получены еще в декабре. С тех пор новых заключений на российские версии Джетуров не последовало, но, по всей видимости, это произойдет в ближайшее время: на предприятии продолжается набор сварщиков, а, кроме того, только совместные субсидии по соответствующему федеральному закону и за локализацию способны значительно расширить возможности завода в части формирования цен.
В первой половине года объединенные продажи Дашинга и X70 Plus на российском рынке достигли 10 515 автомобилей, из которых 4892 экземпляра произведены в Калининграде. В текущем году поставки Дашинга и X70 Plus из Китая прекращены, и после того как запасы автомобилей из КНР будут исчерпаны, дилерам будут отгружаться исключительно машины, собранные в России.
В то же время, для укрепления стабильности бизнеса «Автотор» сложно найти более подходящего партнера, чем Changan, среди брендов, которые еще не организовали российское производство. Во-первых, объединенные объемы выпуска CS55 Plus/UNI-S и CS35 Plus позволят обеспечить большую загруженность производства, чем модели Jetour. Во-вторых, где присутствует Jetour, там можно ожидать и Soueast. Следует отметить, что дистрибуцией Jetour и Soueast в России занимается компания «Джетур Мотор Рус», не имеющая отношения к представительству Chery. По словам дилеров, Changan, CS55 Plus/UNI-S и CS35 даже в текущем году практически не остаются на складах, в отличие от других моделей этого бренда. Тем не менее, при необходимости на калининградский конвейер можно интегрировать и другие модели Changan, например, два седана — Eado и Alsvin. К слову, поставки Eado из Китая не осуществлялись с января по июнь, а вот несколько образцов Alsvin все-таки были включены в статистику.
В заключение, желаем «Автотору» и Changan успехов в этом взаимовыгодном партнерстве. Мы надеемся, что оно положительно скажется на ценах на автомобили.