
Определение допустимой глубины протектора шин: нормативные показатели и требования законодательства
Что такое остаточная глубина протектора шин
Минимальное расстояние от нижней до верхней точек протектора шины, также известное как рисунок протектора, определяет остаточную глубину. Этот параметр измеряется в миллиметрах и регламентируется правилами дорожного движения в зависимости от типа транспортного средства и используемой резины. Пример измерения остаточной глубины приведен ниже.
Требования ПДД к глубине протектора
Нормативные документы, регламентирующие дорожное движение, четко устанавливают минимально допустимую глубину протектора шин для разных видов транспортных средств и типов покрышек, с учетом их сезонности. Подробности этих требований представлены ниже.
Для летних шин
Размер допустимой толщины протектора летних шин определяется техническим регламентом Таможенного союза и зависит от типа транспортного средства.
- Для категорий от первой до седьмой включительно требуемая остаточная высота должна быть не менее 0,8 мм. К указанным категориям относятся мотовелосипеды, мокики, мопеды, мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадрициклы. Это, по сути, самые легкие транспортные средства с двигателем, если не считать средств индивидуальной мобильности (СИМ), например, электросамокатов.
- В зависимости от категории (N2, N3, O3, O4) требуется определенная остаточная высота не менее 1 мм. К этой категории относятся: N2 — грузовые автомобили с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн; N3 — грузовики с максимальной массой, превышающей 12 тонн; О3 — прицепы с максимальной массой от 3,5 до 10 тонн; О4 — прицепы с максимальной массой более 10 тонн.
- В категориях M1, N1, O1 и O2 допустимая остаточная высота определяется как не менее 1,6 мм. В указанные категории входят: М1 — легковые автомобили; Т1 — легкие грузовые автомобили, не превышающие 3,5 тонны; О1 — легкие прицепы массой до 750 кг; О2 — прицепы, масса которых варьируется от 750 кг до 3,5 тонн.
- В категориях M2 и М3 необходимая остаточная высота определяется как не менее 2 мм. К данной категории относятся автобусы, троллейбусы и специализированные пассажирские транспортные средства, рассчитанные на более чем восемь пассажирских мест (без учета водительского). Максимально допустимая масса для транспортных средств категории М2 составляет до 5 тонн, а для М3 – свыше 5 тонн.
Для зимних шин
В летний период требования к минимальной глубине протектора шин зависят от типа и веса транспортного средства, однако для зимних шин действует единое правило, независимо от этих характеристик: не менее 4 мм. Для исключения разногласий и произвольного толкования назначения конкретной модели шин, в Правилах прописан четкий критерий зимней резины: наличие символа, изображающего гору с тремя вершинами, внутри которой находится снежинка. Этот символ нередко называют «снежинка в горе». Помимо этого, на боковине зимней шины практически всегда можно увидеть дополнительную маркировку «M+S», что расшифровывается как «грязь и снег».
M+S — не всесезонка
К сожалению, в интернете давно сформировалось неверное представление о том, что обозначение «M+S» гарантирует всесезонность шины и ее пригодность для эксплуатации в мягкие зимние периоды (ведь в названии есть слово «снег»). Это не соответствует действительности. Вернее будет сказать, что такое утверждение справедливо, если под «мягкой зимой» подразумевается период без понижения температуры воздуха ниже нуля. Ведь настоящая всесезонная резина, по понятным причинам, помимо маркировки «M+S» всегда имеет и обозначение в виде «снежинки в горе». Этот символ обязательно наносится на шину, способную эффективно функционировать (то есть не терять эластичность) при отрицательных температурах. В то время как обозначение «M+S» каждый производитель трактует по-своему, и чаще всего оно указывает на более агрессивный рисунок протектора, а не на состав резины, адаптированный для низких температур. Более того, эти буквы можно встретить на моделях летних шин, у которых при нуле градусов рисунок протектора начинает работать заметно хуже. А при минусовой температуре полностью теряет свою эффективность. Поэтому важно запомнить одно правило: для нормальной работы при отрицательных температурах (любых!) шина обязательно должна быть маркирована «снежинкой в горе».
Знание остаточной глубины протектора шин имеет существенное значение
Несмотря на то, что это может показаться очевидным, остаточная глубина протектора существенно влияет на характеристики шины и, соответственно, на безопасность. Именно с этого момента начинается самое интересное, а точнее – становятся известны еще несколько основополагающих заблуждений, которые широко распространяются в сети Интернет.
Влияет ли износ протектора на площадь соприкосновения с дорогой?
Влияние оказывается минимальным. При этом площадь контакта с дорогой, как правило, не уменьшается из-за износа протектора, а, наоборот, увеличивается. Но обо всем последовательно.
При запросе в поисковой системе, например, «влияние высоты протектора на сцепление», на первой странице результатов поиска можно найти инфографику, демонстрирующую различные типы износа шины и соответствующий остаточный процент сцепления. Согласно этой визуализации, по мере стирания резины уменьшается площадь контакта шины с дорогой. Так, изношенный до 1,6 мм протектор, как утверждается, на скорости контактирует с асфальтом лишь небольшим участком, около пары-тройки квадратных сантиметров.
Если рассмотреть это с точки зрения логики, обращая внимание на ближайшую шину (любую), возникает закономерный вопрос: как происходит сокращение пятна контакта с дорожной поверхностью из-за износа протектора? Тогда возникает мысль, что совершенно «лысая» резина будет буквально парить над дорогой? И да, и нет. Причина в том, что при использовании данной иллюстрации часто упускают из виду важный аспект: необходимо добавлять пояснение к результатам проведенной работы на мокром асфальте. На влажном асфальте неизбежен эффект аквапланирования – когда шина поднимается над поверхностью из-за водяной пленки, что приводит к снижению площади контакта. Именно в этот момент роль высоты протектора, отвечающего за отвод воды (а зимой – снега и слякоти), становится определяющей для устойчивости и безопасности движения автомобиля на скорости. Поэтому мы представляем таблицу с соответствующим названием в верхней части.
Для подтверждения сказанного, если у вас все еще остаются вопросы, ознакомьтесь с самыми известными кольцевыми гонками. В Формуле-1, на гонках «Ле-Ман» и подобных соревнованиях вы не увидите сложного рисунка на шинах, либо он будет сведен к нескольким канавкам на «дождевой» резине – предназначенным для отвода воды из зоны контакта. Трудно представить, чтобы гоночные инженеры не имели достаточных знаний о принципах работы шин. Просто на идеально ровных асфальтовых треках нет необходимости учитывать все условия, с которыми сталкивается обычный водитель: воду, снег, грязь, пыль, мелкий гравий, скользкую траву и прочее. Поэтому в гонках приоритет отдается достижению максимального пятна контакта, а не универсальности и выраженности рисунка протектора. Отсюда и нередкое его отсутствие.
Как ухудшается производительность изношенных шин?
Однако, принимая во внимание вышеизложенное, возникает следующий вопрос. Означает ли это, что в сухую погоду на ровном асфальте изношенная шина предпочтительнее новой, поскольку площадь контакта с дорогой, благодаря изношенному протектору, увеличивается? Нет, это не так.
Потому что важна не только площадь области контакта, но и составе резины. Свойства материала, используемого для изготовления шины, характеризуются значительной неоднородностью. По мере износа протектора и приближения к его основанию, состав резиновой смеси претерпевает изменения, постепенно заменяя фрикционные характеристики на другие: обеспечивающие стабильность формы, устойчивость к проколам от камней, сопротивление растрескиванию от воздействия высоких температур и т.д. Таким образом, даже если площадь контакта остается постоянной (или увеличивается), «сцепление» резиновой смеси снижается с уменьшением высоты протектора после достижения определенного уровня.
Как определить износ шин: признаки, на которые стоит обратить внимание
Для точного определения степени износа протектора шины в теории используется специальный измерительный прибор. В домашних условиях его функции может выполнять даже самый простой штангенциркуль. Однако, далее мы перечислим все основные способы измерения глубины протектора, включая народные.
- Этот прибор, предназначенный для работников шинного производства, напоминает штангенциркуль, однако он более компактный и удобен в использовании. Он может быть представлен в виде модели с обычной шкалой или в виде более современной цифровой версии.
- Линейка – это самое простое и понятное решение.
- В России для подобных целей чаще всего применяют двухрублевую монету, на поверхности которой со временем сформировалась своего рода система отсчета.
- На протекторе шины обычно присутствуют специальные обозначения. Производители часто маркируют покрышки, чтобы указать на степень износа. Это могут быть цифровые показатели в миллиметрах, нанесенные непосредственно на протектор, либо цветные полосы или перегородки в продольных ламелях, свидетельствующие о необходимости замены резины при их полном исчезновении.
Краткие тезисы
- Остаточная глубина протектора — важный показатель безопасности шины, который измеряется в миллиметрах.
- Нормы ПДД зависят от типа транспорта и сезона.
- Для летних шин легкового авто минимум — 1.6 мм.
- Для зимних шин (маркировка 3PMSF — «снежинка») минимум — 4 мм.
- Маркировка M+S — отсутствие гарантии всесезонности, для эксплуатации в зимний период требуется маркировка «снежинка».
- Протектор критически важен для отвода воды и борьбы с аквапланированием.
- Площадь контакта с износом на сухом асфальте практически не изменяется.
- По мере эксплуатации шина утрачивает свои характеристики, что приводит к снижению сцепления с дорогой резиновой смеси.
- Измерять глубину можно инструментом, линейкой или с помощью монеты.
- На шинах есть встроенные индикаторы износа для проверки.