На протяжении многих лет рынок определяло господство традиционного гидромеханического автомата. Его ценили за плавность переключений и надёжность, позволявшую работать без значительных поломок в течение длительного времени. Однако затем появились преселективные коробки передач нового типа – DSG, DCT, PowerShift. И дискуссии вновь разгорелись: одни считают их перспективным решением, другие настроены скептически.
Ключевое отличие «робота» от автоматической коробки передач заключается в скорости переключения. Передачи сменяют друг друга настолько быстро, что водитель едва улавливает момент смены. Благодаря наличию двух сцеплений, одна передача задействована, а вторая уже подготовлена к работе. Это обеспечивает плавное ускорение без ощутимых рывков и задержек.
«Автомат функционирует по иному принципу: гидравлическая система и фрикционные передачи неизбежно создают задержку, что делает его отклики менее динамичными.
Роботизированная трансмиссия способствует ощутимой экономии топлива, сокращая его расход в среднем на 10% по сравнению с традиционным автоматом. Это обусловлено тем, что крутящий момент передается напрямую, подобно механической коробке передач. В обычном гидротрансформаторе же часть энергии рассеивается в виде тепла и сопровождается проскальзыванием фрикционов. На практике это проявляется в более отзывчивом управлении и более прямой связи двигателя с приводом.
Робот» по своим характеристикам более тесно связан с механикой. Автомобиль демонстрирует моментальную реакцию: при нажатии на педаль газа коробка передач незамедлительно переключается на более низкую ступень, обеспечивая максимальную мощность двигателя. В результате разгон становится более динамичным, автомобиль точно следует командам водителя, предоставляя ощущение непосредственного управления, которое отсутствует на традиционном автомате.
Масса трансмиссии существенно влияет на характеристики автомобиля. В данном аспекте коробка передач с роботизированной системой управления имеет преимущество: отсутствие тяжёлого гидротрансформатора и массивных планетарных передач позволяет создать более простую и лёгкую конструкцию. Это положительно сказывается на развесовке автомобиля, улучшает его управляемость, а конструкторам предоставляется больше возможностей для разработки.
Современный роботизированный автомобиль – это не только механика с автоматизированным сцеплением. Электроника контролирует его работу, анализируя скорость, нагрузку на двигатель, манеру вождения и положение педали. При умеренном стиле вождения передачи переключаются на более высокие, что позволяет экономить топливо. Однако, если нажать на педаль газа сильнее, коробка передач мгновенно откликается: обороты двигателя удерживаются дольше, а переключения происходят практически незаметно. Автомобиль воспринимается как более отзывчивый и маневренный.
В плане надежности роботизированная трансмиссия уступает автоматической коробке переключений. По информации портала vozbox.ru, основная критика направлена на «сухие» версии. В них сцепления функционируют без масляного охлаждения и особенно подвержены износу в условиях интенсивного городского движения: частые остановки и трогания с места вызывают перегрев и ускоренный износ. Зачастую ресурс составляет не более 100 тысяч километров, а неполадки в работе мехатроника добавляют сложности. Совершенно иная ситуация наблюдается у «мокрых» роботов. В них сцепления находятся в масляной среде, что уменьшает износ, обеспечивает стабильное охлаждение и увеличивает срок службы в два раза – зачастую до 200-250 тысяч километров. По показателям надежности такая конструкция приближается к классическому автомату.
Классический автомат демонстрирует свои преимущества при движении на небольших скоростях. Его гидротрансформатор выполняет функцию амортизатора: при отпускании педали тормоза автомобиль начинает плавно двигаться самостоятельно. Процесс протекает мягко, без рывков и вибраций. У роботизированной трансмиссии используется иная конструкция. Для имитации «ползучего» движения применяется сцепление, что приводит к небольшим толчкам и снижает комфорт при движении в пробках.
Отличия наиболее ощутимы при движении с горки или во время парковки. Автоматическая трансмиссия передаёт крутящий момент на колёса даже на нейтральной передаче, что позволяет избежать отдачи назад и обеспечивает плавное движение вперёд. В случае роботизированной трансмиссии ситуация иная. Когда автомобиль неподвижен, сцепление разъединено, и двигатель не соединен с колёсами. Для начала движения электронике необходимо замкнуть сцепление, и в этот момент машина может немного откатиться.
Когда требуется плавность и аккуратность, например, при движении в пробках, маневрировании во дворах или старте на подъеме, традиционный автомат кажется более комфортным и понятным. В условиях скоростной езды роботизированная трансмиссия демонстрирует большую скорость и экономичность.