Проект «ИФ 9»
В 2017 году на пресс-конференции Geely в Шанхае вопрос о разработке летающих автомобилей вызвал насмешки у коллег. Сейчас, в 2025 году, такой вид транспорта не кажется фантазией. К созданию летающих машин приступили крупные компании: Hyundai, Chery, Audi, Xpeng и другие.
«Такое уже было в конце XIX века»
Иван Филатов, глава ДКБ, отметил, что «ИФ 9» пока не коммерческий проект. Это скорее видение развития будущих трендов, особенно в сегменте летающих автомобилей, которое сейчас кажется наиболее интересным.
Проект «ИФ 9»
«Тем не менее, здесь есть одно преимущество. В коммерческих проектах наши возможности для творчества и применения технологий ограничены, в том числе пожеланиями клиента. А вот тут все совершенно иначе», — заметил автор.
По-видимому, длительность реализации задумки о самолете для Филатова и его соратников не вызывает беспокойства. Автор приводит пример взлёта авиации в конце XIX — начале XX веков.
Происходящие здесь эволюционные процессы очень похожи друг на друга. Будущее покажет схему, которая станет востребованной в обществе и найдёт своё применение, — считает Филатов.
Проект «ИФ 9»
Облет пробки по воздуху
Руководитель бюро указал, что речь не ведется о перемещениях над городами. По его словам, первым шагом станут полеты по правилам малой авиации. Это значит, воспользоваться функцией активации «воздушного» режима можно будет только за городом (по крайней мере, в ближайшем будущем).
К примеру, таким способом можно обойти большую пробку. По законам у нас есть право попросить перелет при наличии нужного разрешения. После этого всё просто: подъедем на специальную площадку (в удаленном будущем это возможно будет делать и из машины). Филатов говорит, что птицы могут просто разложиться и перелететь через пробки на дороге или сократить маршрут.
Проект «ИФ 9»
В первый этап полеты будут организованы только по заранее оговоренным маршрутам с соответствующей инфраструктурой. Неизвестно, сколько таких направлений запланировано, и кто будет отвечать за установку и контроль площадок.
Скорая помощь и богатые водители
Важен также вопрос управления летательными машинами после реализации проекта. Филатов полагает, что для движения по дорогам владелец такой машины потребует водительские права, а для взлёта — летное удостоверение.
Важно понимать, что полеты станут доступны примерно через десять лет. К этому времени беспилотное управление в авиации достигнет такого уровня развития, что большая часть полетов будет проходить автономно. Поэтому вполне вероятно, что для управления летающим автомобилем достаточно будет водительского удостоверения, как считает Филатов.
Проект «ИФ 9»
Он открыто заявляет, что обладателями летающих автомобилей станут преимущественно состоятельные граждане. Руководитель бюро разъяснил, что на «ИФ 9» предусмотрено использование ряда дорогостоящих инновационных технологий, вследствие чего конечная цена машины будет высокой.
Альтернативой могут быть автомобили экстренных служб, имеющие приоритет передвижения по дорогам со световыми сигналами. Летающие машины также могут заменить вертолеты для высокопоставленных лиц.
Конечно, автомобиль для скорой помощи будет отличаться от обычной версии автомобиля «ИФ 9». Наша платформа дает возможность создавать разные модификации «ИФ 9», — сказал Филатов.
Проект «ИФ 9»
Капсула безопасности, как из «Формулы»
Безопасность летающих автомобилей — весьма актуальная проблема. По словам Филатова, конструкция «ИФ 9» полностью подчинена этому фактору. Инженеры создали кабину-капсулу с особым спасательным механизмом для пассажиров.
Для такого решения пришлось установить водительское и пассажирское сиденья поочередно.
Проект «ИФ 9»
В случае экстренной ситуации в небе капсула-кабина отделяется от основного модуля с помощью пиропатронов. После этого раскрываются парашюты, а при приближении к земле активируется система торможения. Такая конструкция обеспечивает безопасную посадку на любой высоте.
«Мы позаимствовали идею с этой капсулой у болидов, участвующих в гонках «Формулы-1». Пока она рассчитана на двух человек, но мы ведём работу и запатентовали также четырехместный вариант», — сказал Филатов.
Винты и полноуправляемое шасси
Проект «ИФ 9»
В настоящее время «ИФ 9» — это макет в масштабе 1:5 с управлением из кабины. Модель летательного автомобиля, невзирая на размеры, способна передвигаться по земле, а при активации специального режима у него раздвигаются воздушные лопасти с двигателями (всего четыре винта).
Прототип представляет собой сочетание обычной машины и квадрокоптера. На данный момент внешне машина мало напоминает привычный автомобиль: концептуальный прототип лишен кузовных панелей, выступая как платформа на колесах с складывающимися винтами, позаимствованными у агрокоптеров. Длина прототипа составляет один метр, и он оснащен полноуправляемым шасси. В его создании инженеры преимущественно использовали композитные материалы и минимальное количество металла.
Филатов отметил, что задача заключалась в создании максимально лёгкой конструкции. Вес прототипа сейчас приблизительно 20 килограммов, что вполне приемлемо.
Проект «ИФ 9»
По его словам, до создания работоспособного устройства пока ещё очень далеко, несмотря на публикации некоторых СМИ. Он отметил, что недостаток финансирования существенно влияет на этот процесс.
Глава конструкторского бюро пояснил: даже если бы сейчас это удалось сделать, ездить по дорогам общего пользования и летать на нём было бы невозможно в принципе. Потому что отсутствует соответствующая правовая база.
Он указал на то, что крупный образец имеет почти вдвое больше тяги, и вопрос о возможности его полета для разработчиков уже не актуален. Испытания должны начаться в самое ближайшее время. Филатов также уверен, что масштабирование концепта не вызовет проблем.
Проект «ИФ 9»
Важно помнить о законах проектирования автомобиля, чтобы его можно было эксплуатировать. В настоящее время применяются правила авиации.
Большой седан с убирающимся рулем
Серийная модель по размеру будет сравнима с крупными седанами, длина составит около пяти метров. Погрузиться в мир будущего летающего автомобиля можно в виртуальном режиме. Разработчики создали VR-сцену с тремя «ИФ 9». Для осмотра машин понадобится шлем виртуальной реальности, который предоставили в инженерном бюро.
Проект «ИФ 9»
Нестандартное расположение кабины посередине «ИФ 9» бросается в глаза сразу. Филатов убежден, что такая компоновка не помешает пилоту ощущать габариты машины, а современные ассистенты помогут ему ориентироваться.
Посадка в машину происходит особым образом. Нажатие кнопки на брелоке активирует подъем вверх фонаря, выдвижение ступенек и поднятие платформы с креслами. После посадки платформа опускается до нужного уровня. При активации беспилотного полета руль убирается для удобства водителя.
Проект «ИФ 9»
Автомобиль будет работать на электромоторах. В России уже производят подобные двигатели, отмечает Филатов. По поводу аккумуляторов планируется сотрудничество с иностранным партнёром.
Карбоновый электробайк и кунги для УАЗ
Филатов сообщил, что на данный момент прямого интереса к проекту и инвестиций нет.
По его словам, главная цель — узнать общественное мнение о возможности реализации идеи в ближайшее время.
Популярность проекта очевидна. Но как вложение капитала он пока выглядит несколько нереалистичным. Многое ещё находится на стадии замыслов, а риски весьма высоки, — считает Филатов.
Флагманским проектом конструкторского бюро «Филатов» стал электробайк «Лось». Этому «зеленому» мотоциклу досталась углепластиковая рама, а скорость разгона приближается к 100 км/ч. Основными особенностями модели стали складывающийся руль и педали.
Электробайк «Лось»
«База компонентов китайская. Суть в том, что это подобный суперкару автомобиль. Здесь использованы карбон, авиационный дюралюминий и алюминий», — отметил руководитель конструкторского бюро.
Проект так и не был реализован в коммерческой сфере. По словам Филатова, главным препятствием стала высокая стоимость производства «Лося».
Электробайк «Лось»
Некоторые проектные разработки бюро всё же обрели серийное производство. К примеру, кунги для УАЗ «Профи», которые в настоящее время производятся на Коломенском автомеханическом заводе.