Зимняя резина: необходимость или риски?

VozBox  » Новости »  Зимняя резина: необходимость или риски?


Возможна ли ответственность сотрудников ГИБДД за езду на летней резине в зимний период? Какова санкция за такое нарушение? В чём разница между летними и зимними шинами, и что делать при эксплуатации автомобиля с летней резиной в мороз.


Фото: Shutterstock

С приходом зимы для автолюбителей наступает важный момент: в прошлом году за езду на летней резине ввели штрафы. Расскажем, что изменилось и когда нужно менять шины.

Наказание за езду на летней резине зимой.

У инспекторов ГАИ появилась возможность штрафовать водителей За поездки на летних покрышках зимой ввели новые правила. Изменен перечень неисправностей автомобилей, при которых запрещена их эксплуатация. Документ вступил в силу 1 сентября 2023 года и является частью постановления правительства с действующими ПДД. За эти нарушения водителей штрафуют по ст. 12.5 КоАП на 500 рублей. Штраф можно оплатить со скидкой 25%.

Для выдачи штрафов инспекторам понадобился отдельный документ с перечнем неисправностей авто. Технический регламент Таможенного союза уже запрещал эксплуатацию автомобилей зимой без зимних шин (всех видов, отвечающих требованиям безопасности), но КоАП и другие нормативные документы не предусматривали штрафов за летнюю резину зимой или наоборот, за зимнюю летом.


Фото: Anton Belitsky / Russian Look

Доработанный пункт заработал, касаясь зимних шин. Штраф в 500 рублей будет начислен, если машина оснащена шинами с противоскользящими шипами, используемыми летом (июнь, июль, август), и за летние — если водитель ездит на них зимой (декабрь, январь, февраль).

Эти проверки, думаю, будут проводиться во время стандартных остановок автомобилей и в рамках рейдов. Определить сезон и погодные условия эксплуатации шин можно визуально, так как у шин имеется соответствующая маркировка о сроке использования.

Водитель, получивший такой штраф, имеет право продолжать движение. Однако возможно получение от инспектора ГАИ предписания о срочном устранении неисправности по указанному в нём сроку.

Год назад Михаил Черников, руководитель Госавтоинспекции, сказал, что каждый водитель обязан сам подготовить машину к безопасному использованию.

Госавтоинспекция не будет штрафовать и наказывать за отсутствие зимней резины. Каждый владелец машины обязан подготовить автомобиль для безопасного движения в зимних условиях.

По его мнению, машина с несезонными покрышками при остановке инспектором продолжит движение, избежав задержания и эвакуации. Водитель самостоятельно определяет условия дальнейшей езды.

Допустимо ли эксплуатацию летней шипованной резины зимой?

Снижение температуры воздуха влияет на сцепление шин с дорогой. В холодных условиях движение становится похожим на скольжение, — отметил исполнительный директор Торгового дома «Кама» (KAMA TYRES) Тимур Шарипов.


Фото: Marcus Brandt / dpa / Global Look

В случае внезапной необходимости передвигаться по снежной и ледяной дороге на летней резине водителю нужно помнить о том, что машину труднее управлять на гололеде, чем на сухой асфальтовой дороге летом.


Эксперт предупредил, что коэффициент сцепления колес с поверхностью понижается, и машина становится похожей на «сани».

  • Сохраняйте безопасное расстояние до впереди идущего авто, желательно 30 метров. Это даст возможность выполнить необходимый манёвр в случае угрозы столкновения.
  • двигайтесь не быстрее 40-50 км/ч;
  • избегайте резких маневров.

Чем отличается зимняя резина от летней

Разница между летними и зимними шинами заключается в составе резиновой смеси. В летних шинах смесь оптимизирована для работы при высоких температурах, а в зимних — при низких. В результате, когда летние шины эксплуатируются при температуре ниже +5-7 градусов по Цельсию,
их эластичность снижается. Это ухудшает управляемость, зацеп, торможение и способность противостоять аквапланированию.

Ikon Tyres обратили внимание, что летние шины рассчитаны на эксплуатацию при положительных температурах. Среднесуточная температура должна быть не ниже +5°С. Осенью ночные температуры падают до нуля и ниже, образуясь наледь и снег. Летняя шина в таких условиях не гарантирует безопасности движения.

При низких или отрицательных температурах резиновая смесь летних шин твердеет. Прорези и края рисунка протектора теряют способность обеспечивать необходимое сцепление с дорогой.

В летних шинах KAMA TIRES состав резиновой смеси отличается от зимней. Летняя резина не предназначена для низких температур: в холода она теряет эластичность, что уменьшает сцепные свойства и комфорт движения. Водители могут почувствовать это по ощущениям — шины кажутся жесткими, тормозной путь увеличивается, а ход машины становится более жестким.

На каждом виде шин обычно указываются погодные условия, в которых допустимо их использовать:

  • M+S — шины для грязи и снега;
  • M+SE — для грязи и снега с шипами;
  • Значок в виде снежинки внутри треугольника указывает на экстремально холодную погоду.
  • M+T — грязь и бездорожье;
  • AGT — всесезонные шины;
  • Вода, дождь, аква, символ зонта — покрышка предназначена для езды по влажной дороге.

На зимних шинах допустимы обозначения первого, второго и третьего рода.

Сроки замены летней резины на зимнюю.

Опрошенные производители шин считают, что оптимальное время для смены шин Наступает необходимость переобуться в зимнюю резину, когда среднесуточная температура достигает +5–7°С. В столичной Госавтоинспекции также советуют менять летнюю резину на зимнюю при таких температурах, так как летняя шина жестче зимней. Каждый сезон специалисты напоминают: когда температура опускается, шины твердеют и теряют способность обеспечивать хорошее сцепление с дорогой. Это может привести к заносу и аварии.

В осенне-зимний сезон важно помнить о смене резины. Ночью могут быть заморозки и гололедица. Эксперты считают, что при температуре +7 °C уже стоит обратиться в шиномонтаж. Не следует ждать первых заморозков, когда лужи замерзают и дорога покрывается ледяной коркой, а летние шины теряют свои свойства.

Когда средняя дневная температура опускается ниже +5–7 градусов, а ночью бывает 0 или даже небольшой минус, хотя бы в прогнозе, нужно ехать на шиномонтаж. Вовремя сменить шины на зимние избавит от ожидания в очереди.

Можно ли ездить весь год на всесезонках

В компании Ikon Tyres советуют использовать зимние шины (шипованные или нешипованные) зимой, а летние — летом. Там напомнили, что большинство регионов России находятся в зонах с сложными климатическими условиями: большие температурные колебания в течение суток; большое количество осадков летом; большое количество осадков зимой.

Не рекомендуем использовать «всесезонные» шины, поскольку резиновые смеси этих шин подходят лишь для ограниченного диапазона температур. Кроме того, у «всесезонных» шин повышенный износ, и высока вероятность, что автовладельцу потребуется менять их ежегодно.

Эксперты компании советуют учитывать при выборе фрикционных или нешипованных зимних шин климатические условия региона. Зимние шины для Центральной Европы в России применимы только в Южном Федеральном округе, так как при температурах ниже -10°С становятся очень жесткими и теряют сцепные свойства. Такие шины предназначены для работы с отводом воды при зимних дождях в околонулевую температуру. Для других регионов России подходят зимние шины скандинавского типа с направленным рисунком протектора.