7 удивительных фактов о Кэрролле Шелби, которые вас потрясут. Кэрролл Шелби, проживший большую часть своей жизни с донорским сердцем, удивительно многогранным человеком оказался.
Кэрролл Шелби на старте гонки RAC Tourist Trophy в Гудвуде, 13 сентября 1958 года.
Кто такой Кэрролл Шелби
Кэрролл Шелби (1923–2012) — легендарный американский автогонщик и конструктор. Его главным достижением является талант тюнинга.
В 1997 году на автошоу в Лос-Анджелесе появился его единственный автомобиль, спроектированный с нуля — родстер Series 1. Все остальные модели — глубокая доработка серийных моделей других производителей, главным образом Ford. С технической точки зрения творения Шелби вполне могут считаться самостоятельными конструкциями, но не с юридической. В судебных процессах по авторству Кэрролл Шелби проиграл все.
Шелби славится мощными бензиновыми двигателями и перенастроенным заднеприводным шасси для экстремального драйва. Такой подход преображал стандартные модели с спортивными задатками в настоящих скоростных монстров. Ограниченный тираж только усиливал интерес к работам Кэрролла Шелби. ссылке.
Семи замечательных моделей от Кэрролла Шелби.
1. AC Cobra (1962–1967)
AC Cobra (MkIII)
Родстер построен на шасси компании AC Cars с установленным V8 Ford, включая 7-литровый двигатель FE мощностью 425 лошадиных сил. В стандартной комплектации модель разгонялась до 264 км/ч. По неофициальным данным, AC Cobra Mk III является самым копируемым автомобилем в мире: выпущено около 50 тысяч клонов.
2. Shelby Daytona Coupe (1964–1965)
Shelby Cobra Daytona Coupe
Созданный на базе шасси AC Cobra Mk II для гонок купе с улучшенной аэродинамикой и двигателем V8 Ford объемом 4,7 литра. В 1964 году Шелби первым из американских конструкторов выиграл чемпионат мира FIA (в классе GT), а в 2014 году купе Shelby Daytona первым из автомобилей попало в федеральную программу США по сохранению исторического наследия.
3. Ford GT40 (1964–1969)
Ford GT40
Автомобиль для гонок с расположением двигателя посередине, созданный на базе модели британской компании Lola для участия в автомарафонах, прежде всего в престижном «24 часа Ле-Мана». В 1966 году экипажи трех GT40 команды Shelby-American заняли весь подиум, прервав многолетнюю монополию Ferrari. С 1967 по 1969 год GT40 ещё трижды становились победителями «Ле-Мана».
4. Shelby Mustang GT350/GT500 (1965–1971)
Shelby GT500 Super Snake
Серия Ford Mustang первого поколения, основанная на купе и кабриолетах, получила от Шелби глубокую модернизацию как технической части, так и дизайна, сделав его более агрессивным. В 2013 году прототип GT500 Super Snake с двигателем мощностью 650 л.с. был продан на аукционе в Индианаполисе за $1,3 млн.
5. Shelby EXP500 Green Hornet (1968)
Shelby EXP500 Green Hornet
Прототип Ford с 7,0-литровым V8, экспериментальной системой впрыска, полностью независимой подвеской и дисковыми тормозами на обеих осях, созданный в единственном экземпляре для испытаний. Благодаря темно-зеленому кузову получил прозвище «Зеленый Шершень». В отличие от обычной практики после завершения испытаний прототип не был уничтожен и использовался на дорогах общего пользования.
6. Shelby Series 1 (1998–2005)
Shelby Series 1
Выпущенный тиражом 249 экземпляров родстер, задумывавшийся как преемник AC Cobra, комплектовался 4,0-литровым V8 GM в двух степенях форсировки (вплоть до 540 л. с.) с помощью механических компрессоров. Series 1 уже не был спартанским спортивным автомобилем. В перечень стандартного оснащения входили кондиционер, электростеклоподъемники и аудиосистема. Тем не менее родстер с алюминиевым шасси и кузовными панелями из композитных материалов получился достаточно легким и динамичным. С места до 60 миль/ч автомобиль разгонялся за впечатляющие 4,4 секунды, а его максимальная скорость составляла 274 км/ч.
В 2024 году проект продолжился. Новые инвесторы планируют выпустить десять экземпляров серии II с тремя вариантами силовых установок: 7,0- и 7,3-литровыми V8 Ford, а также электрической.
7. Shelby 1000 (2012)
Shelby 1000
Последняя разработка Кэрролла Шелби стала самым мощным автомобилем компании Shelby American. Модифицированный двигатель объемом 5,8 литра с нагнетателем объемом 3,6 литра развивал в гражданской версии 950, а в спортивной — 1100 лошадиных сил.
Биография Кэрролла Шелби
Рождение Кэрролла Холла Шелби 11 января 1923 года в семье почтальона из небольшого техасского городка Лисберг не предвещало выдающихся достижений. У мальчика обнаружили серьёзное заболевание сердца, требующее постельного режима. Однако перспектива самоизоляции не привлекала Кэрролла, в отличие от автогонок и самолётов. К четырнадцати годам Шелби оправился от болезни без помощи врачей и собирался после окончания школы изучать авиационное инженерное дело в Технологическом институте штата Джорджия. Вступление США во Вторую мировую войну внесло коррективы в планы юного мечтателя. Кэрролл был призван на службу в ВВС, где получил младшее офицерское звание и стал сначала летчиком-инструктором, а затем испытателем, освоив несколько самолётов различных типов — от учебного Curtiss AT-9 Jeep до стратегического бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress.
Карьера гонщика и конструктора
После поражения Германии и Японии Кэрролл пытался заниматься грузоперевозками, трудился на нефтяных месторождениях, а потом занялся птицеводством. Возможно, мир никогда не узнал бы о существовании Шелби, если бы более 20 тысяч его кур не погибли от ботулизма, что привело начинающего фермера к банкротству и необходимости перейти к плану Б.
Кэрроллу нравились автомобильные гонки, и навыки управления он получил ещё в подростковом возрасте, ездя на отцовском Ford, а затем на своих Dodge 1934 и Willys 1938 годов. В 29 лет Кэрролл стал пилотом-любителем, выйдя на старт гонки в Далласе в январе 1952 года на MG GT приятеля. К концу того года у него было уже четыре победы, а в 1953 году ещё восемь в девяти гонках.
Шелби управлял Aston Martin DBR1 на гонке TT в Гудвуде, Сассекс, 1959 года.
Переход в «профессиональную лигу» произошел годом спустя. На гонке в Аргентине Шелби встретился с Джоном Уайдером, менеджером команды Aston Martin, который искал пилота-американца для участия в 12-часовом марафоне в Себринге. Первый заезд окончился неудачей из-за поломки ведущей оси. Но уже в августе 1954 года в составе команды Дональда Хили техасец установил 17 рекордов скорости на соляном озере Бонневилль. После восьмимесячного перерыва из-за травм, полученных в гонке Carrera Panamericana, Шелби вернулся к участию и впервые сел за руль Ferrari. На различных моделях итальянской марки в 1955–1956 годах Кэрролл одержал серию побед в различных дисциплинах и был признан гонщиком года американским изданием Sports Illustrated.
В 1957 году произошла новая серьезная авария, после которой лицо Шелби собирали по частям. В 1958-м техасец пытался свои силы в «Формуле-1». Без особого успеха. Триумф ждал Кэрролла в 1959-м. С напарником Роем Сальвадори техасец за рулем Aston Martin DBR1/300 стал победителем в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана». К этому моменту болезнь сердца вновь дала о себе знать, и Шелби вел машину, рассасывая таблетки с нитроглицерином. Позже гонщик признает: «Эта победа была, пожалуй, самым ярким ощущением, которое я когда-либо испытывал от гонок. Я могу назвать множество других гонок, в которых есть своя доля острых эмоций для победителя, но когда ты выигрываешь эту, то как бы получаешь право выйти и сказать людям, что ты хорош, а это часто помогает заключить другие сделки». Шелби знал, о чем говорил. В октябре 1960 года, после Гран-при Los Angeles Times, где выступал на Maserati Birdcage, Кэрролл из-за проблем со здоровьем повесил гоночный шлем на гвоздь.
В 1959 году Шелби Кэрролл выиграл гонку «24 часа Ле-Мана» на Aston Martin DBR1.
Шелби открыл новую страницу жизни в 1961 году, создав школу водительского мастерства. Этой идеей он не ограничился. Кэрролл увидел перспективную свободную рыночную нишу для конструктора. Зная капризность Ferrari и гоночных автомобилей других европейских марок, а также сложность и дороговизну их обслуживания, Шелби решил создать американскую модель, которая по управляемости не уступала бы им, но была проще, значительно дешевле и могла использоваться как на обычных дорогах, так и на гоночном треке.
Используя удачное стечение обстоятельств, Шелби обратился к Чарльзу Харлоку, владельцу AC Cars, с предложением установить под капот их популярной модели Ace фордовский V8 двигатель. Шасси AC Ace позволяло это сделать.
Новое название Cobra для американизированной модели, по легенде, пришло Кэрроллу во сне. С тех пор изображение ядовитой змеи стало эмблемой автомобилей компании Shelby American INC, основанной в марте 1962 года. С проекта AC Cobra началось длительное сотрудничество Шелби с Ford.
Продолжительность его деятельности оставалась неизвестной, но в октябре 1969 года техасец прекратил производство автомобилей. Политика государства по жесткому регламентированию технических параметров в отрасли не оставила ему другого выбора. Но Шелби не сидел без дела. Мужские дезодоранты, организация сафари-туров на автомобилях в Африке, участие в разработке скоростных катеров и мотоциклов, выпуск колесных дисков для моделей SAAB — это лишь часть впечатляющего спектра его бизнес-интересов. И словно этого мало, Шелби еще увлекся чили. Еще в 1967 году Кэрролл был среди организаторов первого в мире чемпионата Chili Cook-off в Терлингва (Техас). А в 1972 году Шелби начал продажи своей оригинальной смеси чили. На этикетке продукта была изображена ковбойская шляпа, которая вместе с полосатым фермерским комбинезоном считалась визитной карточкой техасца с тех пор, как на заре своей гоночной карьеры он в таком виде появился на подиуме.
Как когда-то курицы показались Кэрроллу птицами слишком низкого полета, так и его увлечения за пределами автомобильной сферы оставались на уровне хобби, пусть и приносящего доход. После почти 15-летнего перерыва Шелби вернулся к главному делу своей жизни. С подачи своего знакомого со времен сотрудничества с Ford Ли Якокка, возглавившего концерн Chrysler, Кэрролл с 1983 года занимался доработкой Dodge Charger, а позже в качестве консультанта привлекался к проектированию культового Dodge Viper, рассматриваемого как реинкарнация AC Cobra. Шелби даже пилотировал предсерийную «Гадюку», выполнявшую роль пейс-кара во время гонки Indianapolis 500 в 1991 году. Наконец, в 2003-м возобновилось сотрудничество техасца с маркой голубого овала при разработке модели Ford GT, наследника этапного для обеих сторон GT40.
Марк Филдс, исполнительный вице-президент и президент Ford Motor Company по Северной и Южной Америке, и Кэрролл Шелби показали Ford Shelby GT500 на Североамериканском международном автосалоне 8 января 2006 года в Детройте.
Личная жизнь
За свою карьеру гонщик Стив Шелби сменил множество команд и марок автомобилей, подобное нестабильное поведение проявилось и в личной жизни. Первый брак продлился 17 лет, его избранницей стала школьная любовь Джин Филдс. В этом союзе родились дочь Шэрон Анн и сыновья Майкл Холл и Патрик Берт. Во время первого брака у Шелби начался роман с актрисой Джен Харрисон, после чего он женился на ней в 1962 году, но аннулировал союз через несколько месяцев. Третий брак продлился всего несколько недель. После более чем четверти века холостяцкой жизни Шелби женился на Синтии Псарос в 1989 году, но этот союз также оказался недолгим. В 1990-е он женился на шведке Хелене Даль, с которой познакомился еще в 1968 году. В 1996 году Кэрроллу пересадили почку, донором стал его сын Майкл. Год спустя Хелена погибла в автокатастрофе. Это оказался единственный брак Шелби, который не завершился разводом или аннулированием. Через четыре месяца после гибели супруги Шелби вновь женился на Клео Ренделл-Робертс, бывшей британской модели и раллистке. На момент смерти Шелби в 2012 году пара находилась в процессе развода.
Клео Шелби
Кэрролл, не получая призовых за первые победы в автогонках, завершил жизнь богатым человеком. Состояние техасца оценивалось в 40 миллионов долларов с учетом принадлежащей ему недвижимости: двух ранчо в Техасе, квартиры в Лас-Вегасе и дома в Бель-Эйр, шикарном районе Лос-Анджелеса. Кроме того, Шелби был владельцем коллекции из двадцати автомобилей, включая первую AC Cobra, и пяти самолетов. После «замены мотора» в 1990 году техасец организовал фонд, покрывающий расходы на лечение детей с заболеваниями сердца.
Автомобиль AC Cobra в Музее наследия Кэрролла Шелби, Лас-Вегас, штат Невада, США, 2022 год.
В честь Кэрролла Шелби названы улицы в Себринге, Дирборне, где находится штаб-квартира компании Ford, и в центре профессионального обучения города Маунт-Плезант (Техас).
Кэрролл Шелби и Ford
Нет сильнее идей, время которых пришло. Но если в деле участвуют две стороны, важно синхронизировать желания. Шелби искал донорский двигатель для будущей AC Cobra, обращаясь к Chevrolet и знакомым из Austin-Healy. Первые опасались появления конкурента Corvette, а вторые проект не заинтересовал. Тогда Кэрролл встретился с Ли Якокка, недавно занявшим пост генерального директора подразделения Ford, и предложил инвестировать $25 тыс., имея в кармане всего $6. Якокка, намеревающийся изменить сложившийся имидж Ford как производителя слишком академичных, пресноватых моделей, согласился, тем более что в случае провала главным виновником в глазах публики выглядел бы Шелби. Но тот не подвел. После победы Shelby Daytona Coupe над Ferrari 250 GTO в категории GT в Ле-Мане в 1964 году техасец получил кредит доверия от руководства концерна Ford и был привлечен к программе по созданию «оружия возмездия», с помощью которого Генри Форд II намеревался сокрушить Энцо Феррари на трассе знаменитого французского марафона уже в абсолютном зачете.
Начало гонки «24 часа Ле-Мана» во Франции в 1964 году.
В начале 1960-х Энцо Феррари из-за финансовых проблем мог продать подразделение по выпуску дорожных автомобилей. Генри Форд II в борьбе с GM стремился расширить бизнес в Европе, и покупка Ferrari была бы удачным приобретением. После аудита стоимостью несколько миллионов долларов Ford в 1963 году предложил Феррари $18 млн. Сделка едва не состоялась из-за пункта о согласовании расходов на гоночный подразделение с Фордом при превышении определённой суммы. Феррари разозлился, обрушил на делегацию американской компании ругательства и покинул кабинет. Генри Форд II сказал: «Если не можем купить Ferrari, победим их».
Генри Форд II на Гран-при Ле-Мана 22 июня 1966 года.
В Дирборне надежды возлагали на Ford GT40, но машина не оправдала их: в 1964 году первая серия не добралась до финиша из-за механических проблем. Шелби попытался исправить ситуацию радикальными методами: установил 7,0-литровый двигатель вместо 4,2-литрового V8, перенастроил шасси, использовал увеличенные спойлеры для удержания машины в поворотах и быстро заменяемые тормозные механизмы. В таком виде два GT40 Mk II команды Shelby-American вышли на старт «Ле-Мана» в 1965 году и оба сошли: один — из-за выхода из строя сцепления, а второй — из-за поломки коробки передач. На Новый год Шелби получил от Генри Форда II «поздравительную» открытку с изображением трассы в Ле-Мане и надписью: «Только попробуй не выиграть». 19 июня 1966 года весь подиум заняли пилоты команды техасца. Кэрролл Шелби стал единственным человеком, который выиграл «Ле-Ман» как пилот, как производитель и как владелец команды.
Сцена из фильма «Форд против Феррари» (2019). Мэтт Дэймон в образе Кэрролла Шелби и Кристиан Бэйл в роли Кена Майлза.
Фильм «Ford против Ferrari», выпущенный студией 20th Century Fox в 2019 году, основан на этой истории и получил два «Оскара». В некоторых сценах лента отклоняется от действительности. Вот главные несоответствия:
- Ford GT40 разрабатывался не полностью на аутсорсе у Кэрролла Шелби. Шелби участвовал как консультант по доводке конструкции, созданной британцем Эриком Бродли, основателем компании Lola.
- В кинофильме Форду для достижения победы нужно меньше времени — всего лишь год.
- Авторы сценария не воспользовались идеей рассказать историю о том, как коллеги по команде Ford GT40 Брюс Макларен и Кен Майлз стали соперниками на гонке 1966 года после того, как годом ранее они победили вместе.
- В гонке 1966 года автомобили «Скудерии Ferrari» не выигрывали ни одного круга преимущества перед соперниками, как утверждает фильм.
- В 1966 году Энцо Феррари не присутствовал у команды в Ле-Мане. К тому времени Коммендаторе прекратил ездить на гонки, за исключением Гран-при Италии «Формулы-1» в Монце.
Из кинофильма «Форд против Феррари» 2019 года. Кристиан Бейл исполнил роль Кена Майлза.
Шелби создал «горячую» версию Ford Mustang первого поколения по заказу Ли Якокка. Результатом стала модель Shelby Mustang GT350, которая доминировала в своей категории на трассах национального чемпионата США по автоспорту в 1965 году. Всю вторую половину 1960-х Ford всячески поддерживал компанию Шелби. Сотрудничество возобновилось в XXI веке после более чем 30-летнего перерыва и продолжается до сих пор, уже после смерти Кэрролла Шелби: «заряженные» версии новых Mustang выпускаются с приставкой Shelby.
Кэрролл Шелби и Кен Майлз
Кэрролл Шелби не был одиночкой-гением. Техасец умел формировать команду из высококвалифицированных специалистов. В числе наиболее ярких фигур в его окружении был британец Кен Майлз. У этих двух людей было много общего. В годы Второй мировой войны оба служили в армии, причем Майлз как танкист участвовал в боях в Европе. После войны оба стали сначала автогонщиками-любителями, а затем перешли в профессионалы. Оба не окончили университеты, но обладали врожденным чутьем к машине и могли дать квалифицированные рекомендации по решению тех или иных технических задач. Оба успешно занимались конструированием. Так, Майлз добивался побед в гонках на созданном им гибриде моделей Porsche и Cooper, который он называл «Задницей». В заключение, оба обладали не сахарным характером.
Люди не могли не встретиться, а это произошло благодаря переезду Кен Майлза в США в 1952 году. В начале своей работы в компании Кэрролла Шелби в 1963 году британский инженер обкатывал все первые модели Shelby. Одновременно Майлз продолжал быть пилотом и одерживал победы в марафонах на трассах Дайтоны и Себринга. Кен мог стать обладателем тройной короны, лидируя в «Ле-Мане» в 1966 году, но руководство Ford посчитало более эффективным одновременное пересечение линии финиша всеми тремя GT40 команды Shelby-American. Возмущенный Майлз не хотел сдаваться и продолжал гоняться на полную скорость. Кэрролу Шелби пришлось выйти к трассе и угрожать британцу большим молотком, чтобы вынудить его снизить темп. Майлз ответил ему жестом, но всё же снизил свою скорость. В итоге победу в «Ле-Мане» по результатам фотофиниша одержал экипаж Ford GT40 Брюса Макларена, поскольку тот стартовал позади Майлза и преодолел дистанцию на 8 метров больше. Что касается драки между Кеном Майлзом и Кэрроллом Шелби, то достоверность этой информации неизвестна, но такой эпизод вошел в художественный фильм «Ford против Ferrari».
Автомобиль Ford GT40 Mk II #1 команды Shelby American, управляемый британским пилотом Кеном Майлзом и новозеландским — Денни Хьюмом, участвовал в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1966 году. Это был 34-й Гран-при гонок на выносливость в Ле-Мане, Франция.
Британский пилот стал главным тест-пилотом J-car уже в августе 1966 года. J-car – это Ford GT40 Mk II, существенно модифицированный по Приложению J к техническому регламенту FIA.
17 августа 1966 года на трассе Риверсайд в Калифорнии J-car, которым управлял Кен Майлз, на скорости более 320 км/ч подбросило в воздух. После удара о землю машина разрушилась и вспыхнула. Пилот погиб.
Ford GT40 Mk IV с доработанной аэродинамикой одержит победы в марафонах в Себринге и Ле-Мане в 1967 году. Кэрролл Шелби признавался, что ни одну потерю он не переживал так тяжело, как гибель Кена. Сегодня оба человека снова вместе: оба увековечены в Зале славы автоспорта Америки.