Жизнь и достижения Карла Шелби

VozBox  » Новости »  Жизнь и достижения Карла Шелби

7 удивительных фактов о Кэрролле Шелби, которые вас потрясут. Кэрролл Шелби, проживший большую часть своей жизни с донорским сердцем, удивительно многогранным человеком оказался.

Кэрролл Шелби на старте гонки RAC Tourist Trophy в Гудвуде, 13 сентября 1958 года. (Изображение: Evening Standard / Hulton Archive / Getty Images)

Кто такой Кэрролл Шелби

Кэрролл Шелби (1923–2012) — легендарный американский автогонщик и конструктор. Его главным достижением является талант тюнинга.
В 1997 году на автошоу в Лос-Анджелесе появился его единственный автомобиль, спроектированный с нуля — родстер Series 1. Все остальные модели — глубокая доработка серийных моделей других производителей, главным образом Ford. С технической точки зрения творения Шелби вполне могут считаться самостоятельными конструкциями, но не с юридической. В судебных процессах по авторству Кэрролл Шелби проиграл все.

Шелби славится мощными бензиновыми двигателями и перенастроенным заднеприводным шасси для экстремального драйва. Такой подход преображал стандартные модели с спортивными задатками в настоящих скоростных монстров. Ограниченный тираж только усиливал интерес к работам Кэрролла Шелби. ссылке.

Семи замечательных моделей от Кэрролла Шелби.

1. AC Cobra (1962–1967)

AC Cobra (MkIII)(Фото: Darin Schnabel)

Родстер построен на шасси компании AC Cars с установленным V8 Ford, включая 7-литровый двигатель FE мощностью 425 лошадиных сил. В стандартной комплектации модель разгонялась до 264 км/ч. По неофициальным данным, AC Cobra Mk III является самым копируемым автомобилем в мире: выпущено около 50 тысяч клонов.

2. Shelby Daytona Coupe (1964–1965)

Shelby Cobra Daytona Coupe(Фото: Jumigoods)

Созданный на базе шасси AC Cobra Mk II для гонок купе с улучшенной аэродинамикой и двигателем V8 Ford объемом 4,7 литра. В 1964 году Шелби первым из американских конструкторов выиграл чемпионат мира FIA (в классе GT), а в 2014 году купе Shelby Daytona первым из автомобилей попало в федеральную программу США по сохранению исторического наследия.

3. Ford GT40 (1964–1969)

Ford GT40(Фото: WheelsAge)

Автомобиль для гонок с расположением двигателя посередине, созданный на базе модели британской компании Lola для участия в автомарафонах, прежде всего в престижном «24 часа Ле-Мана». В 1966 году экипажи трех GT40 команды Shelby-American заняли весь подиум, прервав многолетнюю монополию Ferrari. С 1967 по 1969 год GT40 ещё трижды становились победителями «Ле-Мана».

4. Shelby Mustang GT350/GT500 (1965–1971)

Shelby GT500 Super Snake(Фото: WheelsAge)

Серия Ford Mustang первого поколения, основанная на купе и кабриолетах, получила от Шелби глубокую модернизацию как технической части, так и дизайна, сделав его более агрессивным. В 2013 году прототип GT500 Super Snake с двигателем мощностью 650 л.с. был продан на аукционе в Индианаполисе за $1,3 млн.

5. Shelby EXP500 Green Hornet (1968)

Shelby EXP500 Green Hornet(Фото: Mecum Auctions)

Прототип Ford с 7,0-литровым V8, экспериментальной системой впрыска, полностью независимой подвеской и дисковыми тормозами на обеих осях, созданный в единственном экземпляре для испытаний. Благодаря темно-зеленому кузову получил прозвище «Зеленый Шершень». В отличие от обычной практики после завершения испытаний прототип не был уничтожен и использовался на дорогах общего пользования.

6. Shelby Series 1 (1998–2005)

Shelby Series 1(Фото: RM Sotheby’s)

Выпущенный тиражом 249 экземпляров родстер, задумывавшийся как преемник AC Cobra, комплектовался 4,0-литровым V8 GM в двух степенях форсировки (вплоть до 540 л. с.) с помощью механических компрессоров. Series 1 уже не был спартанским спортивным автомобилем. В перечень стандартного оснащения входили кондиционер, электростеклоподъемники и аудиосистема. Тем не менее родстер с алюминиевым шасси и кузовными панелями из композитных материалов получился достаточно легким и динамичным. С места до 60 миль/ч автомобиль разгонялся за впечатляющие 4,4 секунды, а его максимальная скорость составляла 274 км/ч.

В 2024 году проект продолжился. Новые инвесторы планируют выпустить десять экземпляров серии II с тремя вариантами силовых установок: 7,0- и 7,3-литровыми V8 Ford, а также электрической.

7. Shelby 1000 (2012)

Shelby 1000(Фото: WheelsAge)

Последняя разработка Кэрролла Шелби стала самым мощным автомобилем компании Shelby American. Модифицированный двигатель объемом 5,8 литра с нагнетателем объемом 3,6 литра развивал в гражданской версии 950, а в спортивной — 1100 лошадиных сил.

Биография Кэрролла Шелби

Рождение Кэрролла Холла Шелби 11 января 1923 года в семье почтальона из небольшого техасского городка Лисберг не предвещало выдающихся достижений. У мальчика обнаружили серьёзное заболевание сердца, требующее постельного режима. Однако перспектива самоизоляции не привлекала Кэрролла, в отличие от автогонок и самолётов. К четырнадцати годам Шелби оправился от болезни без помощи врачей и собирался после окончания школы изучать авиационное инженерное дело в Технологическом институте штата Джорджия. Вступление США во Вторую мировую войну внесло коррективы в планы юного мечтателя. Кэрролл был призван на службу в ВВС, где получил младшее офицерское звание и стал сначала летчиком-инструктором, а затем испытателем, освоив несколько самолётов различных типов — от учебного Curtiss AT-9 Jeep до стратегического бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress.

Карьера гонщика и конструктора

После поражения Германии и Японии Кэрролл пытался заниматься грузоперевозками, трудился на нефтяных месторождениях, а потом занялся птицеводством. Возможно, мир никогда не узнал бы о существовании Шелби, если бы более 20 тысяч его кур не погибли от ботулизма, что привело начинающего фермера к банкротству и необходимости перейти к плану Б.

Кэрроллу нравились автомобильные гонки, и навыки управления он получил ещё в подростковом возрасте, ездя на отцовском Ford, а затем на своих Dodge 1934 и Willys 1938 годов. В 29 лет Кэрролл стал пилотом-любителем, выйдя на старт гонки в Далласе в январе 1952 года на MG GT приятеля. К концу того года у него было уже четыре победы, а в 1953 году ещё восемь в девяти гонках.

Шелби управлял Aston Martin DBR1 на гонке TT в Гудвуде, Сассекс, 1959 года. (Фото: Национальный музей моторов / Глобал Л ook Пресс)

Переход в «профессиональную лигу» произошел годом спустя. На гонке в Аргентине Шелби встретился с Джоном Уайдером, менеджером команды Aston Martin, который искал пилота-американца для участия в 12-часовом марафоне в Себринге. Первый заезд окончился неудачей из-за поломки ведущей оси. Но уже в августе 1954 года в составе команды Дональда Хили техасец установил 17 рекордов скорости на соляном озере Бонневилль. После восьмимесячного перерыва из-за травм, полученных в гонке Carrera Panamericana, Шелби вернулся к участию и впервые сел за руль Ferrari. На различных моделях итальянской марки в 1955–1956 годах Кэрролл одержал серию побед в различных дисциплинах и был признан гонщиком года американским изданием Sports Illustrated.

В 1957 году произошла новая серьезная авария, после которой лицо Шелби собирали по частям. В 1958-м техасец пытался свои силы в «Формуле-1». Без особого успеха. Триумф ждал Кэрролла в 1959-м. С напарником Роем Сальвадори техасец за рулем Aston Martin DBR1/300 стал победителем в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана». К этому моменту болезнь сердца вновь дала о себе знать, и Шелби вел машину, рассасывая таблетки с нитроглицерином. Позже гонщик признает: «Эта победа была, пожалуй, самым ярким ощущением, которое я когда-либо испытывал от гонок. Я могу назвать множество других гонок, в которых есть своя доля острых эмоций для победителя, но когда ты выигрываешь эту, то как бы получаешь право выйти и сказать людям, что ты хорош, а это часто помогает заключить другие сделки». Шелби знал, о чем говорил. В октябре 1960 года, после Гран-при Los Angeles Times, где выступал на Maserati Birdcage, Кэрролл из-за проблем со здоровьем повесил гоночный шлем на гвоздь.

В 1959 году Шелби Кэрролл выиграл гонку «24 часа Ле-Мана» на Aston Martin DBR1. Изображение предоставлено Национальным автомобильным музеем / Глобал Л ook пресс.

Шелби открыл новую страницу жизни в 1961 году, создав школу водительского мастерства. Этой идеей он не ограничился. Кэрролл увидел перспективную свободную рыночную нишу для конструктора. Зная капризность Ferrari и гоночных автомобилей других европейских марок, а также сложность и дороговизну их обслуживания, Шелби решил создать американскую модель, которая по управляемости не уступала бы им, но была проще, значительно дешевле и могла использоваться как на обычных дорогах, так и на гоночном треке.
Используя удачное стечение обстоятельств, Шелби обратился к Чарльзу Харлоку, владельцу AC Cars, с предложением установить под капот их популярной модели Ace фордовский V8 двигатель. Шасси AC Ace позволяло это сделать.
Новое название Cobra для американизированной модели, по легенде, пришло Кэрроллу во сне. С тех пор изображение ядовитой змеи стало эмблемой автомобилей компании Shelby American INC, основанной в марте 1962 года. С проекта AC Cobra началось длительное сотрудничество Шелби с Ford.

Фото: Christophe KLEBERT / Shutterstock / FOTODOM

Продолжительность его деятельности оставалась неизвестной, но в октябре 1969 года техасец прекратил производство автомобилей. Политика государства по жесткому регламентированию технических параметров в отрасли не оставила ему другого выбора. Но Шелби не сидел без дела. Мужские дезодоранты, организация сафари-туров на автомобилях в Африке, участие в разработке скоростных катеров и мотоциклов, выпуск колесных дисков для моделей SAAB — это лишь часть впечатляющего спектра его бизнес-интересов. И словно этого мало, Шелби еще увлекся чили. Еще в 1967 году Кэрролл был среди организаторов первого в мире чемпионата Chili Cook-off в Терлингва (Техас). А в 1972 году Шелби начал продажи своей оригинальной смеси чили. На этикетке продукта была изображена ковбойская шляпа, которая вместе с полосатым фермерским комбинезоном считалась визитной карточкой техасца с тех пор, как на заре своей гоночной карьеры он в таком виде появился на подиуме.

Как когда-то курицы показались Кэрроллу птицами слишком низкого полета, так и его увлечения за пределами автомобильной сферы оставались на уровне хобби, пусть и приносящего доход. После почти 15-летнего перерыва Шелби вернулся к главному делу своей жизни. С подачи своего знакомого со времен сотрудничества с Ford Ли Якокка, возглавившего концерн Chrysler, Кэрролл с 1983 года занимался доработкой Dodge Charger, а позже в качестве консультанта привлекался к проектированию культового Dodge Viper, рассматриваемого как реинкарнация AC Cobra. Шелби даже пилотировал предсерийную «Гадюку», выполнявшую роль пейс-кара во время гонки Indianapolis 500 в 1991 году. Наконец, в 2003-м возобновилось сотрудничество техасца с маркой голубого овала при разработке модели Ford GT, наследника этапного для обеих сторон GT40.

Марк Филдс, исполнительный вице-президент и президент Ford Motor Company по Северной и Южной Америке, и Кэрролл Шелби показали Ford Shelby GT500 на Североамериканском международном автосалоне 8 января 2006 года в Детройте. (Фото: Bryan Mitchell / Getty Images)

Личная жизнь

За свою карьеру гонщик Стив Шелби сменил множество команд и марок автомобилей, подобное нестабильное поведение проявилось и в личной жизни. Первый брак продлился 17 лет, его избранницей стала школьная любовь Джин Филдс. В этом союзе родились дочь Шэрон Анн и сыновья Майкл Холл и Патрик Берт. Во время первого брака у Шелби начался роман с актрисой Джен Харрисон, после чего он женился на ней в 1962 году, но аннулировал союз через несколько месяцев. Третий брак продлился всего несколько недель. После более чем четверти века холостяцкой жизни Шелби женился на Синтии Псарос в 1989 году, но этот союз также оказался недолгим. В 1990-е он женился на шведке Хелене Даль, с которой познакомился еще в 1968 году. В 1996 году Кэрроллу пересадили почку, донором стал его сын Майкл. Год спустя Хелена погибла в автокатастрофе. Это оказался единственный брак Шелби, который не завершился разводом или аннулированием. Через четыре месяца после гибели супруги Шелби вновь женился на Клео Ренделл-Робертс, бывшей британской модели и раллистке. На момент смерти Шелби в 2012 году пара находилась в процессе развода.

Клео Шелби(Фото: CleoShelby)

Кэрролл, не получая призовых за первые победы в автогонках, завершил жизнь богатым человеком. Состояние техасца оценивалось в 40 миллионов долларов с учетом принадлежащей ему недвижимости: двух ранчо в Техасе, квартиры в Лас-Вегасе и дома в Бель-Эйр, шикарном районе Лос-Анджелеса. Кроме того, Шелби был владельцем коллекции из двадцати автомобилей, включая первую AC Cobra, и пяти самолетов. После «замены мотора» в 1990 году техасец организовал фонд, покрывающий расходы на лечение детей с заболеваниями сердца.

Автомобиль AC Cobra в Музее наследия Кэрролла Шелби, Лас-Вегас, штат Невада, США, 2022 год. (Фото: Audio und werbung / Shutterstock / FOTODOM)

В честь Кэрролла Шелби названы улицы в Себринге, Дирборне, где находится штаб-квартира компании Ford, и в центре профессионального обучения города Маунт-Плезант (Техас).

Кэрролл Шелби и Ford

Нет сильнее идей, время которых пришло. Но если в деле участвуют две стороны, важно синхронизировать желания. Шелби искал донорский двигатель для будущей AC Cobra, обращаясь к Chevrolet и знакомым из Austin-Healy. Первые опасались появления конкурента Corvette, а вторые проект не заинтересовал. Тогда Кэрролл встретился с Ли Якокка, недавно занявшим пост генерального директора подразделения Ford, и предложил инвестировать $25 тыс., имея в кармане всего $6. Якокка, намеревающийся изменить сложившийся имидж Ford как производителя слишком академичных, пресноватых моделей, согласился, тем более что в случае провала главным виновником в глазах публики выглядел бы Шелби. Но тот не подвел. После победы Shelby Daytona Coupe над Ferrari 250 GTO в категории GT в Ле-Мане в 1964 году техасец получил кредит доверия от руководства концерна Ford и был привлечен к программе по созданию «оружия возмездия», с помощью которого Генри Форд II намеревался сокрушить Энцо Феррари на трассе знаменитого французского марафона уже в абсолютном зачете.

Начало гонки «24 часа Ле-Мана» во Франции в 1964 году. (Изображение: Национальный автомобильный музей / Глобальный взгляд Пресс)

В начале 1960-х Энцо Феррари из-за финансовых проблем мог продать подразделение по выпуску дорожных автомобилей. Генри Форд II в борьбе с GM стремился расширить бизнес в Европе, и покупка Ferrari была бы удачным приобретением. После аудита стоимостью несколько миллионов долларов Ford в 1963 году предложил Феррари $18 млн. Сделка едва не состоялась из-за пункта о согласовании расходов на гоночный подразделение с Фордом при превышении определённой суммы. Феррари разозлился, обрушил на делегацию американской компании ругательства и покинул кабинет. Генри Форд II сказал: «Если не можем купить Ferrari, победим их».

Генри Форд II на Гран-при Ле-Мана 22 июня 1966 года. (Фото: Рег Ланкастер / Экспресс / Гети Имиджис)

В Дирборне надежды возлагали на Ford GT40, но машина не оправдала их: в 1964 году первая серия не добралась до финиша из-за механических проблем. Шелби попытался исправить ситуацию радикальными методами: установил 7,0-литровый двигатель вместо 4,2-литрового V8, перенастроил шасси, использовал увеличенные спойлеры для удержания машины в поворотах и быстро заменяемые тормозные механизмы. В таком виде два GT40 Mk II команды Shelby-American вышли на старт «Ле-Мана» в 1965 году и оба сошли: один — из-за выхода из строя сцепления, а второй — из-за поломки коробки передач. На Новый год Шелби получил от Генри Форда II «поздравительную» открытку с изображением трассы в Ле-Мане и надписью: «Только попробуй не выиграть». 19 июня 1966 года весь подиум заняли пилоты команды техасца. Кэрролл Шелби стал единственным человеком, который выиграл «Ле-Ман» как пилот, как производитель и как владелец команды.

Сцена из фильма «Форд против Феррари» (2019). Мэтт Дэймон в образе Кэрролла Шелби и Кристиан Бэйл в роли Кена Майлза. (Фото: 20th Century Fox Film Corporation)

Фильм «Ford против Ferrari», выпущенный студией 20th Century Fox в 2019 году, основан на этой истории и получил два «Оскара». В некоторых сценах лента отклоняется от действительности. Вот главные несоответствия:

  1. Ford GT40 разрабатывался не полностью на аутсорсе у Кэрролла Шелби. Шелби участвовал как консультант по доводке конструкции, созданной британцем Эриком Бродли, основателем компании Lola.
  2. В кинофильме Форду для достижения победы нужно меньше времени — всего лишь год.
  3. Авторы сценария не воспользовались идеей рассказать историю о том, как коллеги по команде Ford GT40 Брюс Макларен и Кен Майлз стали соперниками на гонке 1966 года после того, как годом ранее они победили вместе.
  4. В гонке 1966 года автомобили «Скудерии Ferrari» не выигрывали ни одного круга преимущества перед соперниками, как утверждает фильм.
  5. В 1966 году Энцо Феррари не присутствовал у команды в Ле-Мане. К тому времени Коммендаторе прекратил ездить на гонки, за исключением Гран-при Италии «Формулы-1» в Монце.

Из кинофильма «Форд против Феррари» 2019 года. Кристиан Бейл исполнил роль Кена Майлза. (Фото: 20th Century Fox Film Corporation)

Шелби создал «горячую» версию Ford Mustang первого поколения по заказу Ли Якокка. Результатом стала модель Shelby Mustang GT350, которая доминировала в своей категории на трассах национального чемпионата США по автоспорту в 1965 году. Всю вторую половину 1960-х Ford всячески поддерживал компанию Шелби. Сотрудничество возобновилось в XXI веке после более чем 30-летнего перерыва и продолжается до сих пор, уже после смерти Кэрролла Шелби: «заряженные» версии новых Mustang выпускаются с приставкой Shelby.

Кэрролл Шелби и Кен Майлз

Кэрролл Шелби не был одиночкой-гением. Техасец умел формировать команду из высококвалифицированных специалистов. В числе наиболее ярких фигур в его окружении был британец Кен Майлз. У этих двух людей было много общего. В годы Второй мировой войны оба служили в армии, причем Майлз как танкист участвовал в боях в Европе. После войны оба стали сначала автогонщиками-любителями, а затем перешли в профессионалы. Оба не окончили университеты, но обладали врожденным чутьем к машине и могли дать квалифицированные рекомендации по решению тех или иных технических задач. Оба успешно занимались конструированием. Так, Майлз добивался побед в гонках на созданном им гибриде моделей Porsche и Cooper, который он называл «Задницей». В заключение, оба обладали не сахарным характером.

Люди не могли не встретиться, а это произошло благодаря переезду Кен Майлза в США в 1952 году. В начале своей работы в компании Кэрролла Шелби в 1963 году британский инженер обкатывал все первые модели Shelby. Одновременно Майлз продолжал быть пилотом и одерживал победы в марафонах на трассах Дайтоны и Себринга. Кен мог стать обладателем тройной короны, лидируя в «Ле-Мане» в 1966 году, но руководство Ford посчитало более эффективным одновременное пересечение линии финиша всеми тремя GT40 команды Shelby-American. Возмущенный Майлз не хотел сдаваться и продолжал гоняться на полную скорость. Кэрролу Шелби пришлось выйти к трассе и угрожать британцу большим молотком, чтобы вынудить его снизить темп. Майлз ответил ему жестом, но всё же снизил свою скорость. В итоге победу в «Ле-Мане» по результатам фотофиниша одержал экипаж Ford GT40 Брюса Макларена, поскольку тот стартовал позади Майлза и преодолел дистанцию на 8 метров больше. Что касается драки между Кеном Майлзом и Кэрроллом Шелби, то достоверность этой информации неизвестна, но такой эпизод вошел в художественный фильм «Ford против Ferrari».

Автомобиль Ford GT40 Mk II #1 команды Shelby American, управляемый британским пилотом Кеном Майлзом и новозеландским — Денни Хьюмом, участвовал в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1966 году. Это был 34-й Гран-при гонок на выносливость в Ле-Мане, Франция. (Изображение: Рег Ланкастер / Дэйли Экспресс / Хултон Архив / Гети Имиджи)

Британский пилот стал главным тест-пилотом J-car уже в августе 1966 года. J-car – это Ford GT40 Mk II, существенно модифицированный по Приложению J к техническому регламенту FIA.
17 августа 1966 года на трассе Риверсайд в Калифорнии J-car, которым управлял Кен Майлз, на скорости более 320 км/ч подбросило в воздух. После удара о землю машина разрушилась и вспыхнула. Пилот погиб.
Ford GT40 Mk IV с доработанной аэродинамикой одержит победы в марафонах в Себринге и Ле-Мане в 1967 году. Кэрролл Шелби признавался, что ни одну потерю он не переживал так тяжело, как гибель Кена. Сегодня оба человека снова вместе: оба увековечены в Зале славы автоспорта Америки.