

Volkswagen полностью вывел свой российский бизнес из страны. Это включает дистрибуцию автомобилей и запчастей, а также завод в Калуге, который будет перепрофилирован под мебельную фабрику. В отличие от Volkswagen, Porsche продолжает свою работу независимо. «Порше Руссланд» не входит в «Фольксваген Груп Рус», и официально не отгружает машины дилерам: отчет Ассоциации европейского бизнеса за первое полугодие 2023 года для Porsche показывает ноль продаж, несмотря на то, что за последние три месяца 2022 года представительство продало 15, 11 и 18 автомобилей. Директор пресс-службы «Порше Руссланд» Оксана Хартонюк уточнила, что отсутствие цифр не означает прекращение подачи сведений в АЕБ: «Мы продали все, что было на складе».
Возможно, именно поэтому уже в 2022 году представительство впервые оказалось в убытке, потеряв 241 миллион рублей, тогда как в предыдущие годы «российские немцы» не завершали год без миллиарда прибыли как минимум. Пик последних лет пришелся на 2021 год, когда «Порше Руссланд» заработал 1,735 миллиарда рублей. По информации представительства, оно по-прежнему оплачивает дилерам гарантийный ремонт только тех машин, что были доставлены официально и распроданы. Дилеры все еще получают запчасти с российского склада, однако идут и отгрузки из Германии — официально, через немецкую таможню, правда, речь касается только тех запчастей, которые не попали под санкции. Напомним, что по шестому пакету, введенному в начале июня прошлого года, к таковым отнесли все стоимостью дороже 300 евро.
По данным ГИБДД, которые имеются в распоряжении редакции Дрома, в этом году ежемесячно в России покупатели приобретают 70 новых автомобилей марки Porsche (с января по июнь реализовано 843 экземпляра). Торговлей занимаются официальные дилеры, одним из которых является «Центр Порше Москва», принадлежащий представительству «Порше Руссланд». В 2022 году этот дилер заработал прибыль в размере 157 миллионов рублей. Из 25 дилерских центров, работавших до начала украинских событий, все остаются действующими, в том числе и «Порше Центр Таганка», где мы недавно получили приглашение на встречу с генеральным директором Алексеем Забелкиным.
Завершение реконструкции дилерского здания по стандартам Porsche Destination стало информационным поводом. Примечательно не само переоборудование клиентской зоны, а то, что ремонт начался полтора года назад, до украинских событий, и продолжался без перерывов. По отчетности «Порше Центр Таганка» (ООО «Автоспеццентр Спорт») успешно функционирует в текущих условиях: за 2022 год чистая прибыль составила полмиллиарда рублей. В целом автомобильный бизнес сильно закредитован, судя по тому, что активы находятся под залогом, о чём косвенно свидетельствует то, что 85-процентная доля «АСЦ-Холдинга» в «Порше Центре Таганка» и 15-процентная «Инфавто» обременена.
Алексей Забелкин косвенно подтверждает, что дилеры в нынешних условиях самостоятельно формируют склады автомобилей. «Порше Центр Таганка» поддерживает объем в 40-50 машин ежемесячно, а продается около 20. Значительные средства находятся в замороженном состоянии. До начала украинских событий салон реализовывал по 70-80 новых машин ежемесячно. Подобная ситуация и с запчастями. Дилер поддерживал склад, эквивалентный 60 млн рублей до февраля прошлого года, сейчас нужно «держать» уже 120 млн рублей. В помещениях дилера мы видели кузовные запчасти — капоты, крылья и прочие, выпущенные в Словакии в феврале-марте нынешнего года, поэтому поток запчастей есть.
Какие автомобили продаются? «Параллельными». Покупка осуществляется через европейские компании. Аналогичным способом поставляют запчасти стоимостью свыше 300 евро. Что касается гарантии, то по закону «О защите прав потребителей» продавец или производитель обязаны предоставить ее на два года — в «Порше Центра Таганка» она оформлена через страховку.
Алексей рассказал, что за последний год средний чек за обслуживание значительно увеличился, но не из-за роста стоимости нормо-часа или ослабления рубля, а за счет увеличения количества самих нормо-часов: клиентам предлагают проводить больше операций. Когда мы спросили о влиянии на бизнес грядущего повышения утильсбора, Алексей ответил: «В прошлом месяце мы продали один 911-й за 20 миллионов рублей. С учетом нового «утиля» он подорожает на 500 тысяч. Покупатель отказался бы, узнав об такой наценке? Вряд ли». О долгосрочном влиянии повышения утильсбора Алексей не стал говорить.
В «Порше Центре Таганка» продажи дополнились большим количеством подержанных автомобилей: помимо 20 новых машин салон предлагает ещё и 30 бу. Пополнение парка происходит главным образом благодаря программам трейд-ин.















