Два постановления правительства РФ — № 1633 от 3 октября 2023 года и № 76 от 31 января 2024 года фактически завершили историю параллельного импорта в России. Октябрьское постановление запретило ввоз автомобилей с ДВС, не разрешенных Минпромторгом к параллельному импорту (ранее это было возможно, широко использовали даже официальные поставщики). Январское — электромобилей и последовательных гибридов. С 1 февраля 2024 года ни один сертификат на Zeekr, Avatr и другие популярные модели электрическо-гибридного сегмента второй половины 2023 года не оформлен в базе Заключений об оценке единичного транспортного средства, которые выдаются машинам, ввозимым по процедуре параллельного импорта. Это прогнозируемый результат январского постановления: увеличение продаж Aito (за ними закрепилось бывшее представительство Mercedes-Benz) и появление официальных дистрибьюторов или представительств брендов Zeekr и Avatr.
Единственным исключением стали несколько оформленных ЗОЕТС на электрические внедорожники Dongfeng M-Hero, которые в России реализует завод «Моторинвест», взявшийся за выпуск электромобилей и гибридов Dongfeng под маркой Evolute. Сертификаты на 61 автомобиль получены 1 февраля, то есть на следующий день после публикации постановления № 76, которое вступило в действие как раз 1 февраля. Предполагается, что документы на сертификаты были поданы до появления постановления, поэтому заявителям удалось завершить оформление. Правда, по трем сертификатам из списка стоит пометка «аннулировано». Как бы то ни было, электрические внедорожники M-Hero по цене от 16 миллионов рублей уже продаются на рынке. Видимо, импортер подозревает, что они будут замещать Toyota Land Cruiser 300. Интересно, сколько из них будет продано к концу года…
Рассмотрим изменения параллельного импорта с начала года с точки зрения количественного и качественного аспектов.
Сертифицирующие органы выдавали следующие количества ЗОЕТС: январь — 1996, февраль — 3893, март — 5666, апрель — 7420, май — 11 939, июнь — 16 301, июль — 18 573.
Число включает грузовые машины и коммерческие шасси, но их доля невелика, поэтому влияние на общие рассуждения незначительно.
В августе после индексации утилизационного сбора количество выдаваемых ЗОЕТС несколько уменьшилось — 16 407. В сентябре оно снова резко увеличилось — до 40 725 заключений! Затем наблюдался спад: октябрь — 4647, ноябрь — 4382, декабрь — 2923.
В январе 2024 года было выдано 3184 заключения на новые машины, ввозимые по схеме параллельного импорта, а в феврале все резко упало после постановления № 76. За первую декаду выдано 541 ЗОЕТС, что предполагает около полутора тысяч к концу месяца, с последующей стабилизацией на этой отметке.
Если предположить, что объем рынка в феврале будет приблизительно таким же, как в январе, это указывает на то, что параллельный импорт перестал оказывать существенное влияние на российский рынок новых автомобилей, так как его доля снизилась ниже двух процентов. Если сентябрьский результат не является ошибкой системы фильтрации реестра Росстандарта, то в этом месяце доля ПИ составила 35% рынка из общего числа зарегистрированных 113 457 единиц. В июне, июле и августе доля машин, ввезенных по параллельному импорту, составляла соответственно 19%, 18,8% и 14,5%.
Читателей не должны удивлять такие высокие проценты. До 3 октября 2023 года они включали в себя не только автомобили, ввезенные неофициальными импортерами — отнюдь! Механизмом параллельного импорта пользовались представительства китайских марок — Omoda, Changan и прочие, которые с помощью ПИ резко сокращали время вывода на рынок новых моделей и модификаций, попутно запуская длительные, протяженностью в несколько месяцев, процедуры получения ОТТС. В первую декаду февраля доля ПИ упала ниже двух процентов — примерно до 1,8%.
С точки зрения сокращения выбора в отдельных группах товаров это отрицательно, но с позиций регулирования рынка — положительно: рынок приходит к норме. Запрет на импорт автомобилей Zeekr и других экзотических моделей не должен огорчать поклонников бренда, поскольку Geely наверняка запустит его официально на российском рынке. Zeekr уже хорошо известен, есть налаженные каналы сбыта и, что самое важное, покупатели. Если бы я руководил Geely, то сделал бы это сразу.
Последний вопрос, который хотели освещать: какие марки лидируют в сегменте параллельного импорта после вступления в силу ПП № 76 от 31 января 2024 года? Mercedes-Benz с долей 18% и Skoda с долей 16% возглавляют этот сегмент после вычета партии завезенных электрических M-Hero в начале февраля. Доли остальных брендов незначительны.