Закон о такси: необходимость для автопроизводителей или бесполезность?

VozBox  » Новости »  Закон о такси: необходимость для автопроизводителей или бесполезность?

13 мая Государственная Дума в третьем чтении утвердила законопроект «об услугах такси», или, говоря точнее, О изменении статей 9 и 10 Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ, об изменении отдельных законодательных актов РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Ещё будучи проектом, закон вызвал бурное обсуждение в обществе. Документ пока не обладает юридической силой, так как его утверждение требуется Совфеду и президенту. В случае положительного исхода документ «о такси» вступит в силу. 1 марта 2026 годаВводимые меры не распространяются на всю территорию России: в Калининградской области – только с 1 марта 2028 года, в Сибирском федеральном округе – с 1 марта 2028 года, в Дальневосточном федеральном округе – с 1 марта 2030 года.

В текущем виде документ не повлияет на российскую автомобильную промышленность ни в ближайшее время, ни после 2033 года, когда требования к регистрации автомобилей в реестре такси станут строже и будут направлены только на локализацию такси.

Прежде чем изложить читателям свои доводы, рассмотрим основные требования закона. С 1 марта 2026 года для регистрации автомобиля в региональном реестре такси необходимо соответствовать одному из НЕСКОЛЬКИХ условий. Первое. Его локализация должна Быть равным общей сумме баллов для проведения закупок товаров автомобилестроительной промышленности с целью удовлетворения потребностей государства и местных органов власти. Закон о такси не определяет количество баллов, используемых для локализации такси, но связывает эту локализацию с планку, применяемой в государственных закупках.

Источник начисления баллов локализации детально разбирался ранее. В настоящий момент для участия в госзакупках легковушки и малотоннажные автомобили должны набрать 3200 балловВ связи с этим СМИ активно сообщают о необходимости локализаци такси до указанного уровня, но это создаёт заблуждение. Факт в том, что с 1 января 2027 года требования к локализации для государственных закупок будут повышены. 3500 баллов, а с 1 января 2028 года – до 3700 балловОбоснование значения отметки в 3700 баллов вместо 3200 баллов представлено далее.

Отведенные баллы локализации для участия в госзакупках актуальны исключительно для машин с двигателями внутреннего сгорания. Для электромобилей существуют послабления, и весьма значительные. В настоящее время электротранспорту для допуска к государственным закупкам необходимо набрать минимальное количество баллов. 1100 баллов, с 1 января 2026 года и далее – 1500 балловТо есть существенно ниже машин с двигателем внутреннего сгорания. После 1 января 2026 года действующее Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719, регламентирующее начисление баллов и требования к локализации машин для госзакупок, не предусматривает ужесточения локализации электромобилей для нужд госзакупок. Таким образом, закон «о такси» в своем нынешнем виде явно благоприятствует электромобилям.

В ряду производителей электромобилей у проекта Atom нет видимых преимуществ. Если «атомщики» не договорится с мэром Москвы Собяниным о прекращении выпуска электрических «Москвичей-3е», у Atom в принципе нет шансов. По крайней мере, потому что до серии Атом ещё не дошёл, а электрический «Москвич-3е» уже имеет 2658 баллов с 1 января 2025 года по 27 мая 2025 года.

Продолжаем движение. Автомобили для включения в реестр такси с 1 марта 2026 года по 1 января 2033 года, независимо от типа двигателя (ДВС или электромотор), могут не иметь локализационных баллов. Достаточно, чтобы они были выпущены в рамках Специального инвестиционного контракта (СПИК), заключенного производителем с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. второе условиеЗакон «о такси» предусматривает положения о специнвестконтрактах (СПИКах), которые изготовитель заключает с Минпромторгом. В указанный промежуток времени несколько предприятий заключили свои СПИКи, в частности, АО «Эвиа», базирующееся на «Моторинвесте» и выполняющее задачу «юридического прикрытия» завода в Липецкой области. Последний попал под санкции Министерства финансов США. Сам «Моторинвест» тоже заключил свой СПИК после марта 2022 года, при этом до ноября 2024 года ни одна из собираемых моделей Evolute в Липецкой области не имела локализационных баллов. Сейчас же седан i-Pro имеет уже 2050 баллов, хотя его выпускают отвёрточным методом.

Третьим Автомобиль может быть внесен в реестр такси, если его производство осуществляется в рамках специального инвестиционного проекта, заключенного в любое время. При этом с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года этот проект должен предусматривать выпуск автомобилей для использования в качестве таксомоторов. другое предприятие (или инвестор)Предприятие могло выпускать автомобили для такси, если у него был свой собственный СПИК до 1 марта 2022 года или это предприятие (или инвестор) было привлечённым партнёром в СПИКе ещё одного предприятия (или инвестора) до 1 марта 2022 года.

Вместе с тем, это третье Новое положение даёт возможность новым компаниям выпускать автомобили для такси, используя правовые инструменты уже действующих фирм. Например, при появлении на рынке «Москвича» модели «Москвич-3» и «Москвич-3е» были включены в СПИК КАМАЗа. При этом баллы за НИОКР от КАМАЗа переходили этим моделям «Москвичей».

Второе и третье положения максимально расширяют возможности для производителей продукции, однако… четвёртое и пятоеВ реестр такси может быть внесен любой автомобиль, созданный в рамках Специнвестконтракта, подписанного после 1 марта 2025 года. Автомобиль-такси можно производить по СПИКу, заключенному в любое время, но Правительством РФ должно быть принято решение о модели этого автомобиля. О возможности использования как легковых такси. Учитывая привычный подход Министерства промторговкой, полагается, что необходимые разрешения Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения выдает своевременно и в требуемом количестве.

Перейдём к наиболее захватывающему моменту. 1 января 2033 года Автомобиль для использования в такси должен соответствовать одному требованию – уровню локализации для государственных закупок. К 1 января 2033 года легковая машина с двигателем внутреннего сгорания, предназначенная для работы в такси, обязана иметь. 3700 баллов, а электромобиль – всего 1500В такси разрешено работать только машинам с высокой скоростью.

Но почему же мы считаем, что принятие закона об услугах такси не приведёт к серьезным изменениям в российском автопроме уже после 1 января 2033 года? Первый аргумент До начала действия системы ограничений по баллам пройдет более семи лет, за которые многое может измениться. До 1 января 2033 года для регистрации автомобилей в реестре такси производителям достаточно соблюдать требования СПИКа. Напомним, что с момента появления СПИКов в 2016 году все выпускаемые в России автомобили попадали в этот список – иначе заводы лишались части субсидий от правительства.

Во-вторыхНи один из ведущих участников российского автомобильного рынка не ориентируется на продажи машин таксистам. Как правило, такие автомобили реализуются по крупным контрактам с внушительными скидками до 25% (известны реальные примеры). Зачастую корпоративные сделки такого рода направлены не на получение прибыли от машины, а на сокращение складских запасов, гарантированную загрузку сервиса в рамках контракта и т.д.

В-третьих. Единственным стимулом для производителя заниматься локализацией производства является система коэффициентов утилизационного сбора. до 2030 годаВ этом году сбор за утилизацию легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания объемом от одного до двух литров будет составлять… 1 172 400 рублейПланируется повышение порога локализации, при котором полная компенсация утилизационного сбора будет предоставляться. до 5400 балловВ случае неизменения требований к локализации для допуска автомобилей к госзакупкам, 3700 баллов смогут получить практически все массовые модели, выпускаемые в России, поскольку это позволит компенсировать более 800 тысяч рублей выплаченного «утиля». Интересно, что и сегодня, за исключением высоко локализованных моделей Автоваза, многие производители уже приблизились к рубежу в 3700 баллов. К примеру, Solaris KRX и Solaris KRS на сегодняшний день имеют 3621 балл локализации.

В конце заметки ещё раз сформулируем мысль – для тех, кто не понял баллов, дат, условий, то есть всего изложенного. Принят Госдумой закон в нынешнем виде ничего не изменит – ни до 2033 года, ни дальше. Вот если бы локализацию такси привязали к требованиям для госзакупок уже сейчас, тогда это действительно поменяло бы ситуацию: в такси остались бы все виды «Жигулей», Evolute i-PRO и «Москвич-3е».