Как выглядели советские заправки, напоминающие космические корабли, и чем они превосходили современные АЗС

VozBox  » Новости »  Как выглядели советские заправки, напоминающие космические корабли, и чем они превосходили современные АЗС

В эпоху Советского Союза, на фоне преобладающей типовой застройки, эпизодически появлялись экспериментальные проекты. Помимо зданий на пилонах и фасадных панно, в 1970-х годах была разработана идея нестандартных автозаправочных станций. Их дискообразные конструкции, возведенные на опорах, столь сильно отличались от привычных построек, что среди водителей быстро закрепилось название «инопланетные тарелки».


Термин «японские» закрепился благодаря тому, что проектная концепция была позаимствована из Японии. В этой стране аналогичные модульные комплексы успешно решали проблему нехватки земли в густонаселенных городских районах, позволяя сократить занимаемую территорию.


По своей сути эти автозаправочные станции практически не отличались от обычных. Топливо, как и на других объектах, хранилось в подземных емкостях, но оборудование для заправки было расположено выше. Для подъема топлива на нужную высоту применялись насосы с увеличенной мощностью. Отличительной чертой этих сооружений были светильники, встроенные в кольцевую структуру: они не только обеспечивали хорошее освещение в темное время суток, но и подчеркивали их современный, прогрессивный вид.


В середине 70-х годов советские власти приняли решение о тестировании нового типа автозаправочных станций. Несколько таких объектов были построены в Москве и Самаре. В Советский Союз поступило примерно десять комплектов оборудования. Естественно возникает вопрос: с какой целью возводились такие необычные сооружения в городах, где места было предостаточно?


По информации, полученной порталом vozbox.ru, основной причиной послужило удобство для водителей. Отпала необходимость маневрировать возле столбов: после оплаты оператор активировал кнопку, и с верхней платформы опускался шланг необходимой длины. Заправка автомобиля занимала всего несколько простых действий.


Инженеры также уделяли внимание архитектурному оформлению. На тот период такие станции представлялись ультрасовременными, создавая ощущение технологичности. При этом конструкция обладала и практическим достоинством: отсутствие наземных опор уменьшало риск возникновения происшествий, поскольку не было объектов, в которые можно было бы столкнуться.


Изначально эти заправочные станции представлялись инновационным решением. Однако на практике оказалось, что они сопряжены с рядом сложностей. Их эксплуатация обходилась весьма дорого: конструкции требовали постоянного контроля, а детали часто выходили из строя. Вскоре топливные баки стали протекать, что создавало угрозу возгорания.


Неисправности случались и у механизмов, отвечающих за опускание бензиновых шлангов. В таких случаях работа заправочной станции оказывалась невозможной. Запасные части для ремонта производились исключительно за рубежом, поэтому каждый выход из строя влек за собой длительные перерывы в работе, длящиеся месяцами.


В конечном счете, в Советском Союзе оперативно отказались от данной инициативы. В 1980-х годах подобные мобильные заправочные станции были демонтированы по всей стране. Однако в Японии, где ощущается нехватка пространства, они оказались востребованы и продолжают функционировать и сегодня.