Владельцам транспортных средств придется оплачивать техосмотр: детали и причины

VozBox  » Новости »  Владельцам транспортных средств придется оплачивать техосмотр: детали и причины

Представители организаций, проводящих техосмотр, выступили с предложением о сокращении стоимости данной услуги
Начиная с 2026 года, стоимость прохождения технического осмотра увеличится более чем на 50%. Кроме того, в тариф планируется добавить пошлину в размере 500 рублей за внесение информации в базу данных МВД. Представители операторов техосмотра обратились в соответствующие ведомства

Что произошло

ФАС подготовила проект изменений в методику расчета размера платы за проведение ТО транспортных средств № 489/22, утвержденную 30 июня 2022 года. Пока этот документ проходит межведомственное согласование. В нем, в частности, содержатся обновленные с учетом инфляции предельно допустимые тарифы на проведение ТО, которые должны вступить в силу с января 2026 года.

В документе предусмотрена как минимум 50-процентная индексация стоимости технического обслуживания. К слову, с января 2025 года цены на техосмотр увеличились в среднем всего на 7,3–7,5%, в зависимости от региона.

По мнению ФАС, в 2026 году будут действовать следующие максимальные тарифы:

  • М1 — 1363 руб.;
  • М2 — 1977 руб.;
  • М3 — 2389 руб.;
  • N1 — 1264 руб.;
  • N2 — 2304 руб.

Впервые устанавливается плата за осмотр городского электрического транспорта, осуществляющего перевозки наземным способом: для троллейбусов и трамваев она составит 1710 рублей.

Откуда взялась пошлина

31 июля президент Российской Федерации Владимир Путин подписал законопроект № 960712-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Этот документ предполагает введение пошлины в размере 500 руб. за внесение сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) при оформлении диагностической карты по результатам ТО. Закон вступает в силу 1 сентября.

Это вызвало возражения у операторов технического осмотра, поскольку, согласно пунктам 1–8 части 3 статьи 12 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно они обязаны вносить сведения о результатах технического осмотра в Единую автоматизированную информационно-справочную систему (ЕАИСТО). Ожидается, что оплачивать эту услугу в размере 500 рублей должны как раз операторы техосмотра.

Союз операторов техосмотра в связи с новым порядком уже обратился в профильные ведомства и к президенту, указав, что в соответствии с принятой в законе формулировкой госпошлина за внесение сведений в ЕАИСТО взимается с аккредитованного оператора, а тариф на услуги не предусматривает уплату пошлины оператором ТО. Выходит, что компенсировать дополнительные издержки за счет клиентов невозможно.

Сотрудники пунктов ТО обратились с запросом о разъяснении процедуры оплаты новой пошлины при оформлении диагностической карты. Начиная с сентября, многие пункты технического осмотра столкнутся с убытками. Например, минимальная стоимость выдачи диагностической карты для мотоцикла в настоящее время составляет от 350 рублей, однако внесение данных в базу обойдется операторам в 500 рублей.

Что предложили операторы

В заявлении Союза операторов выделены два основных тезиса:

  • В федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.07.2011 необходимо внести поправку, согласно которой квитанция об оплате госпошлины за внесение данных в Единую базу данных о техническом осмотре транспортных средств при получении диагностической карты будет включена в перечень требуемых документов для проведения технического осмотра.
  • Предлагается внести поправку в статью 16 Федерального закона «О плате за проведение технического осмотра» от 1 июля 2011 года, согласно которой уплату государственной пошлины должны осуществлять собственник транспортного средства или его уполномоченный представитель.

В случае утверждения данных изменений, дополнительно 500 рублей за каждое прохождение технического осмотра будут уплачивать непосредственно владельцы транспортных средств. Таким образом, указанная сумма может быть включена в максимально допустимые тарифы, устанавливаемые Федеральной антимонопольной службой, с учётом особенностей каждого региона.

«Максим Бурдюгов, председатель Союза операторов техосмотра, подчеркивает, что уплачивать пошлину всё равно придётся автовладельцам. В противном случае операторы могут отказаться от работы с определёнными категориями транспортных средств».

«Антон Шапарин, президент Национального автомобильного союза (НАС), считает, что данная пошлина является прямым изъятием заработанных пунктами техосмотра средств. По его мнению, коммерческие организации не смогут вести такую деятельность и, как следствие, прекратят свою работу. В результате комтранс и такси больше не будут проходить технический осмотр.

Чего ждать

«С сентября новое правило начнет действовать при наличии технической возможности. В случае, если Министерство внутренних дел не завершит доработку необходимого функционала, оно не будет реализовано. Операторы будут отказываться от невыгодных видов деятельности, как это уже происходило с автобусными перевозками. Когда операторов обязали проводить технический осмотр автобусов, некоторые прекратили работу в этой категории. Процедура сокращения области аккредитации при оформлении аттестата осуществляется по заявлению. Под угрозой находятся категории М1 и N1.

По мнению специалиста, ЕАИСТО является государственной системой, требующей доработки посредством проведения конкурса. Также обсуждался незадокументированный функционал, который изначально не был предусмотрен в её архитектуре.

«Председатель Союза операторов техосмотра выразил сомнение в том, что система будет запущена до сентября.

Шапарин охарактеризовал текущую ситуацию как абсурдную.

«Он отметил, что не имеет представления о затратах, необходимых для поддержания государственной системы ЕАИСТО. Ему также неясно, с какой целью была введена пошлина и кому она перечисляется.

По мнению специалиста, Министерство транспорта выступает против введения новой пошлины, так как в стране и без того ощущается дефицит пунктов технического осмотра, которые обязательны для такси, автобусов и коммерческого транспорта.

«По мнению эксперта, ранее возникала ситуация, когда отсутствие достаточного количества пунктов технического осмотра в нескольких крупных городах приводило к невозможности получения маршрутному транспорту диагностической карты и, соответственно, к его недопуску на линию. Доводить до такого, по его словам, не имеет смысла. Необходимо либо отказаться от технического осмотра полностью, либо отменить соответствующую плату.

Чем недовольны операторы

Представители Союза операторов техосмотра заявили, что действующий тариф, утвержденный приказом ФАС, не включает в себя новую пошлину. Это означает, что в некоторых ситуациях операторам придется самостоятельно покрывать дополнительные расходы для проведения технического осмотра. При этом, в соответствии с законодательством, отказ в проведении ТО не допускается.

«Наша методика расчета предельной стоимости уже не соответствует современным требованиям. Она предполагает предоставление сведений о доходах и расходах пунктов технического осмотра всего один раз в год. Тариф рассчитывается на основании этих данных. В случае неподачи сведений, тариф индексируется. Методика обязывает операторов ТО вести раздельный учет доходов и расходов, однако большинство (95%) из них используют упрощенную систему налогообложения. Поскольку это малый бизнес, ведется только учет доходов. В результате, многие операторы не предоставляют информацию, и тариф не отражает текущую ситуацию на рынке», — пояснил Бурдюгов.

В Союзе выступили с предложением о пересмотре методики определения тарифов, предусматривающей учет региональных различий. Например, эксплуатация пункта техобслуживания в Мурманске обходится значительно дороже, чем в Краснодаре, поскольку в последнем случае отсутствует необходимость в отоплении помещения.

«Стоимость технического обслуживания, по мнению Бурдюгова, не является объективной. В качестве примера он привел нормо-час: стоимость диагностики в Москве составляет от 3 до 5 тысяч рублей. Специалисты компании обладают необходимой квалификацией и обучены проведению диагностики. Бурдюгов предложил ФАС пересмотреть тариф и установить тарифный коридор, подобно тому, как это делается при расчете ОСАГО, с учетом коэффициентов, влияющих на его формирование.

В Союзе предложили простимулировать отрасль, введя минимальные и максимальные цены на техническое обслуживание:

«Установление минимальной и максимальной стоимости позволит стимулировать бизнес, специализирующийся на ТО. В этом случае стоимость услуг будет определяться конкуренцией и спросом. Отмена ценового регулирования позволит высвободить государственные ресурсы: комитету, в штате которого насчитывается 30–40 человек, не придется заниматься сбором документов в каждом регионе. Эти сотрудники смогут переключиться на другие задачи, — полагает глава Союза.

В настоящее время изучаются два возможных варианта развития событий: либо пошлину в 500 рублей заплатят из тарифа, либо стоимость услуги будет повышена до уровня, обеспечивающего операторам технической поддержки отсутствие убытков.