

Колонна автомобилей, фото: vozbox.ru
На загородных дорогах всё чаще образуются длинные колонны транспортных средств – от автобусов и грузовиков до военных машин. Часто их сопровождают машины спецслужб: патрули ДПС или автомобили военной инспекции ВАИ. Юрист в интервью порталу vozbox.ru рассказал, можно ли обгонять такую группу машин.
Новички особенно волнует интенсивный поток техники под охраной. Чтобы не нарушить ПДД и не лишиться прав, нужно вспомнить ключевые правила. «Организованная колонна» – это не просто ряд машин. По ПДД, это минимум три транспортных средства в одной полосе с включенным ближним светом фар. Впереди должна ехать машина с проблесковыми синими и красными огнями, а также специальными обозначениями. Такая группа имеет официальный статус и подчиняется особым правилам, отличным от обычных.
Колонна не всегда связана с военной техникой. Любая организованная группа машин может считаться колонной: это могут быть машины МЧС, полиции, скорой помощи или обычные автобусы. Главное условие — впереди должна ехать машина с синими и красными проблесковыми маячками. Только такой транспорт имеет право возглавлять колонну и управлять её движением.
Вклиниваться в колонну запрещено (ПДД, п. 2.7). За это предусмотрено наказание: первый раз — штраф 2250 рублей, повторное нарушение — 7500 рублей или лишение прав на год по статье 12.17 КоАП РФ.
Обгон разрешен, но с условиями. На многополосной дороге можно опережать колонну в пределах своей полосы. Однако на узких дорогах (одна полоса в каждом направлении) обгон влево сопряжен с риском — действуют особые правила, которые необходимо учитывать.
Правила дорожного движения запрещают обгон не только автомобилей с мигающими синими и красными маячками и звуковыми сигналами, но и всех транспортных средств, следующих за ними в колонне. Если автомобиль сопровождения использует спецсигналы (световые или звуковые), обгонять его и машины, следующими за ним, запрещено.
Без включенных проблесковых маячков и сирены у машины сопровождения обгон можно совершить, обойдя всю группу целиком вне её состава. Сложность заключается в том, чтобы вовремя понять, подаёт ли головная машина спецсигналы. Особенно это затруднительно при обнаружении колонны сзади: водитель может не сразу заметить мигающие огни или услышать сирену, что увеличивает риск нарушения.