
При выборе колесных дисков для автомобиля необходимо учитывать не только эстетику, размеры и тип креплений, но и множество других параметров. К ключевым относится вылет диска.
Безопасность, управляемость и срок службы некоторых автокомпонентов во многом определяются правильностью работы диска.
Что такое вылет диска
Вылет диска — расстояние от привалочной плоскости до осевой линии колеса. Эта величина указана на каждом диске, независимо от типа: кованого, литого или штампованного. Маркировка размещается на ободе штампованных дисков и на привалочной плоскости (или спицах) литых и кованых дисков.
Маркировка ЕТ/OFFSET (глубина вставки) указывает на вылет диска. Значение, выраженное в миллиметрах, показывает размер вылета. Например, ЕТ42 означает положительный вылет в 42 миллиметра.
Вылет колесных дисков может быть разным: от нулевого, когда привалочная плоскость находится в центре колеса, до положительного или отрицательного (при отрицательном значении в маркировке ставится знак «-»). Производитель устанавливает этот параметр исходя из технических особенностей транспортного средства.
Стандартный вылет диска обеспечивает оптимальную работу ступичных подшипников и подвески. Кроме того, диск с правильным вылетом не выступает из колесной арки и не устанавливается в нее слишком глубоко, он не цепляется за тормозной суппорт.
Автомобилисты обычно не испытывают затруднений с нулевым вылетом. Положительный и отрицательный требуют более пристального внимания. Определить вид вылета можно даже визуально: при положительном значении ET плоскость, контактирующая со ступицей, расположена перед осевой линией диска (площадка смещена к внешней стороне, диск глубже заходит внутрь арки). При отрицательном значении — за ней (площадка смещена к внутренней стороне, диск выпирает наружу). Чем вылет меньше по сравнению со штатным, тем больше колеса будут выступать наружу и шире будет колея.
На что влияет вылет диска
В магазине можно найти комплект дисков с подходящим числом крепежных отверстий и расстоянием между ними, но вылет может не соответствовать рекомендациям производителя. Продавцы заинтересованы в продаже товара: если колесо надёжно крепится и не цепляет детали подвески, они считают, что проблем не будет. На самом деле всё сложнее. Например, официальные дилеры могут отказать в гарантийном ремонте при обнаружении «неправильных» дисков. Поясним почему далее.
Размер выступа колесных дисков определяют конструкторы на этапе проектирования автомобиля. Геометрию колеса подбирают с учетом нагрузки, скоростных показателей, элементов подвески, тормозной системы и других факторов. Поэтому точный вылет указан в инструкции по эксплуатации. У дисков каждого диаметра может быть свой вылет. Следовать нужно только рекомендациям автопроизводителя, а не советам продавца автозапчастей.
При определении величины ЕТ конструкторы учитывают распределение сил в подвеске. Пятно контакта шины с дорожным полотном — точка приложения этих сил. Через его центр должна проходить средняя линия колеса. В эту же область направлен вектор силы стойки подвески. Если вылет отклоняется от нормы, смещается средняя линия и ось подвески, что снижает управляемость, ускоряет износ элементов подвески и деталей рулевого управления.
Основные последствия неправильного вылета:
- Уменьшение стабильности управления и курса.
- Сокращение эксплуатационного ресурса ступичных подшипников.
- Повышенный износ шин.
- Увеличения усилия при повороте руля.
- Уменьшение срока службы ходовой.
Как измеряется вылет диска
Иногда почитать маркировку на вылете невозможно. Например, если у вас старые диски.
- Поместите диск, обратной стороной вверх, на плоскую поверхность.
- Установите ровную планку на обод (для этого лучше демонтировать шину).
- Определите разность между уровнем привалочной плоскости и нижней кромкой планки.
- Запишите это расстояние как «А».
- Переверните колесо.
- Точно так же измерите расстояние от привалочной поверхности до планки с помощью рулетки. Занесите полученное значение как «В».
- Рассчитайте вылет по формуле: ET= (A+B)/2–B.
В процессе измерения важно соблюдать точность, ведь речь идёт о миллиметрах.
Можно измерить высоту полета диска ещё одним способом. Для этого понадобится ровная планка и линейка.
- Расположите колесо стороной с рисунком на ровной поверхности.
- Прижмите ровную планку к наружной стороне.
- Измерите расстояние от опоры до нижней кромки планки (с лицевой на изнаночную сторону).
- Измерьте расстояние от опоры до плоскости, граничащей со ступицей автомобиля — «А».
- Вычислите время вылета по формуле: ET = A — В / 2. Возможно получение результатов с любым знаком или равных нулю.
Схема примерно такая:
Таблица вылета дисков
В реальной жизни большинство производителей автомобилей разрешают небольшое изменение заводских значений вылета – как больше, так и меньше. Обычно отклонение не превышает 5–7 мм.
Как подобрать диски по вылету
Выбирая колеса, важно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации транспортного средства, и только в исключительных ситуациях проводить эксперименты. Иногда найти диски с заводским ET сложно, например, если речь идет о старом или редком автомобиле. В этом случае можно попытаться устранить несоответствие специальными проставками — металлическими кольцами определенной толщины, которые устанавливаются между диском и ступицей. В остальных случаях следует использовать таблицу допустимых значений.
Если подобрать диски с допустимым отклонением от требуемого размера для вашего автомобиля не удаётся, проверьте совместимость дисков на машине перед покупкой: диски могут оказаться физически не подходящими.
Рекомендации по выбору колёсных дисков минимальны.
- Устанавливайте диски с ET, рекомендованным автопроизводителем.
- Если не удаётся достать настоящие диски, попробуйте исправить разницу в высоте при помощи подкладок.
- Если потребуется, используйте диски с отклонением вылета от заводских значений не более 10 мм. Чем ближе значение к заводскому, тем предпочтительнее.
Краткие тезисы
- Вылет диска (ET/OFFSET) Расстояние от привалочной плоскости до центра колеса влияет на управление и безопасность.
- Типы вылетаСуществуют три типа выноса колеса: ET+, ET– и ET0. Тип указывает, насколько сильно колесо выходит за пределы арки.
- Штатный вылет Заводское положение определяет корректную эксплуатацию подвески, подшипников и тормозной системы.
- Неправильный вылет Снижает управляемость, ускоряет износ шин, подшипников и деталей подвески.
- Замер вылета проводится по формуле: ET = (A + B)/2 – B, где A и B – замеры от привалочной плоскости до обода.
- Допустимое отклонение от заводского вылета – не более 5–7 мм, иначе возможны серьезные последствия.
- Проставки Вылет можно скорректировать, но это должно быть аргументировано.
- Тюнинг с изменением вылета Может привести к потере управляемости и избыточной нагрузке на подвеску.
- Перед покупкой дисков Смотрите рекомендации производителя и примерьте колеса на машину.
- Экспертное мнениеТолько использование заводских комплектующих обеспечивает безопасность и прочность подвески.