Вылет колесного диска: что это и как сделать правильный выбор

VozBox  » Новости »  Вылет колесного диска: что это и как сделать правильный выбор


При выборе колесных дисков для автомобиля необходимо учитывать не только эстетику, размеры и тип креплений, но и множество других параметров. К ключевым относится вылет диска.

Безопасность, управляемость и срок службы некоторых автокомпонентов во многом определяются правильностью работы диска.

Что такое вылет диска

Вылет диска — расстояние от привалочной плоскости до осевой линии колеса. Эта величина указана на каждом диске, независимо от типа: кованого, литого или штампованного. Маркировка размещается на ободе штампованных дисков и на привалочной плоскости (или спицах) литых и кованых дисков.

Маркировка ЕТ/OFFSET (глубина вставки) указывает на вылет диска. Значение, выраженное в миллиметрах, показывает размер вылета. Например, ЕТ42 означает положительный вылет в 42 миллиметра.

Вылет колесных дисков может быть разным: от нулевого, когда привалочная плоскость находится в центре колеса, до положительного или отрицательного (при отрицательном значении в маркировке ставится знак «-»). Производитель устанавливает этот параметр исходя из технических особенностей транспортного средства.

Стандартный вылет диска обеспечивает оптимальную работу ступичных подшипников и подвески. Кроме того, диск с правильным вылетом не выступает из колесной арки и не устанавливается в нее слишком глубоко, он не цепляется за тормозной суппорт.

Автомобилисты обычно не испытывают затруднений с нулевым вылетом. Положительный и отрицательный требуют более пристального внимания. Определить вид вылета можно даже визуально: при положительном значении ET плоскость, контактирующая со ступицей, расположена перед осевой линией диска (площадка смещена к внешней стороне, диск глубже заходит внутрь арки). При отрицательном значении — за ней (площадка смещена к внутренней стороне, диск выпирает наружу). Чем вылет меньше по сравнению со штатным, тем больше колеса будут выступать наружу и шире будет колея.

На что влияет вылет диска

В магазине можно найти комплект дисков с подходящим числом крепежных отверстий и расстоянием между ними, но вылет может не соответствовать рекомендациям производителя. Продавцы заинтересованы в продаже товара: если колесо надёжно крепится и не цепляет детали подвески, они считают, что проблем не будет. На самом деле всё сложнее. Например, официальные дилеры могут отказать в гарантийном ремонте при обнаружении «неправильных» дисков. Поясним почему далее.

Размер выступа колесных дисков определяют конструкторы на этапе проектирования автомобиля. Геометрию колеса подбирают с учетом нагрузки, скоростных показателей, элементов подвески, тормозной системы и других факторов. Поэтому точный вылет указан в инструкции по эксплуатации. У дисков каждого диаметра может быть свой вылет. Следовать нужно только рекомендациям автопроизводителя, а не советам продавца автозапчастей.

При определении величины ЕТ конструкторы учитывают распределение сил в подвеске. Пятно контакта шины с дорожным полотном — точка приложения этих сил. Через его центр должна проходить средняя линия колеса. В эту же область направлен вектор силы стойки подвески. Если вылет отклоняется от нормы, смещается средняя линия и ось подвески, что снижает управляемость, ускоряет износ элементов подвески и деталей рулевого управления.

Основные последствия неправильного вылета:

  • Уменьшение стабильности управления и курса.
  • Сокращение эксплуатационного ресурса ступичных подшипников.
  • Повышенный износ шин.
  • Увеличения усилия при повороте руля.
  • Уменьшение срока службы ходовой.

Как измеряется вылет диска

Иногда почитать маркировку на вылете невозможно. Например, если у вас старые диски.

  1. Поместите диск, обратной стороной вверх, на плоскую поверхность.
  2. Установите ровную планку на обод (для этого лучше демонтировать шину).
  3. Определите разность между уровнем привалочной плоскости и нижней кромкой планки.
  4. Запишите это расстояние как «А».
  5. Переверните колесо.
  6. Точно так же измерите расстояние от привалочной поверхности до планки с помощью рулетки. Занесите полученное значение как «В».
  7. Рассчитайте вылет по формуле: ET= (A+B)/2–B.

В процессе измерения важно соблюдать точность, ведь речь идёт о миллиметрах.

Можно измерить высоту полета диска ещё одним способом. Для этого понадобится ровная планка и линейка.

  1. Расположите колесо стороной с рисунком на ровной поверхности.
  2. Прижмите ровную планку к наружной стороне.
  3. Измерите расстояние от опоры до нижней кромки планки (с лицевой на изнаночную сторону).
  4. Измерьте расстояние от опоры до плоскости, граничащей со ступицей автомобиля — «А».
  5. Вычислите время вылета по формуле: ET = A — В / 2. Возможно получение результатов с любым знаком или равных нулю.

Схема примерно такая:

Таблица вылета дисков

В реальной жизни большинство производителей автомобилей разрешают небольшое изменение заводских значений вылета – как больше, так и меньше. Обычно отклонение не превышает 5–7 мм.

Как подобрать диски по вылету

Выбирая колеса, важно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации транспортного средства, и только в исключительных ситуациях проводить эксперименты. Иногда найти диски с заводским ET сложно, например, если речь идет о старом или редком автомобиле. В этом случае можно попытаться устранить несоответствие специальными проставками — металлическими кольцами определенной толщины, которые устанавливаются между диском и ступицей. В остальных случаях следует использовать таблицу допустимых значений.

Если подобрать диски с допустимым отклонением от требуемого размера для вашего автомобиля не удаётся, проверьте совместимость дисков на машине перед покупкой: диски могут оказаться физически не подходящими.

Рекомендации по выбору колёсных дисков минимальны.

  • Устанавливайте диски с ET, рекомендованным автопроизводителем.
  • Если не удаётся достать настоящие диски, попробуйте исправить разницу в высоте при помощи подкладок.
  • Если потребуется, используйте диски с отклонением вылета от заводских значений не более 10 мм. Чем ближе значение к заводскому, тем предпочтительнее.

Краткие тезисы

  • Вылет диска (ET/OFFSET) Расстояние от привалочной плоскости до центра колеса влияет на управление и безопасность.
  • Типы вылетаСуществуют три типа выноса колеса: ET+, ET– и ET0. Тип указывает, насколько сильно колесо выходит за пределы арки.
  • Штатный вылет Заводское положение определяет корректную эксплуатацию подвески, подшипников и тормозной системы.
  • Неправильный вылет Снижает управляемость, ускоряет износ шин, подшипников и деталей подвески.
  • Замер вылета проводится по формуле: ET = (A + B)/2 – B, где A и B – замеры от привалочной плоскости до обода.
  • Допустимое отклонение от заводского вылета – не более 5–7 мм, иначе возможны серьезные последствия.
  • Проставки Вылет можно скорректировать, но это должно быть аргументировано.
  • Тюнинг с изменением вылета Может привести к потере управляемости и избыточной нагрузке на подвеску.
  • Перед покупкой дисков Смотрите рекомендации производителя и примерьте колеса на машину.
  • Экспертное мнениеТолько использование заводских комплектующих обеспечивает безопасность и прочность подвески.