Все о ГАЗ-66: от фактов к легенде

VozBox  » Новости »  Все о ГАЗ-66: от фактов к легенде


Легендарный автомобиль ГАЗ-66, прозванный «шишигой», продолжает служить и сегодня. Этот узнаваемый грузовик, выпущенный более пятидесяти лет назад, нередко попадается на дорогах России.

ГАЗ-66 — детище своего времени, но выстояло после него. Как это возможно?

Что такое «шишига»

«Шишига» или «шишок» — прозвище советского двухосного грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66, выпускавшегося с 1964 по 1999 год. Народное название имеет два варианта объяснения.

  1. В русских сказаниях Шишига — существо, похожее на кикимору, живущее у рек и болот. В таких условиях ГАЗ-66 чувствовал себя комфортно, а брутальная внешность грузовика соответствовала образу нечистой силы.
  2. «Шишига» напоминает по звучанию шестнадцать.

ГАЗ-66 приобрел статус легенды отечественного автомобилестроения благодаря долговечности, внедорожным качествам и запоминающемуся дизайну кабины.

История создания «шишиги»

Разработка ГАЗ-66 основывалась на пожеланиях военных, которые находили предыдущую модель, полноприводный ГАЗ-63, недостаточно пригодной по нескольким параметрам.

  • недостаточно мощный 70-сильный двигатель;
  • Большой вес, расположенный высоко, делал грузовик более подверженным опрокидыванию.
  • посредственная проходимость.

Главной целью помимо исправления недочетов ГАЗ-63 было создание компактной модели с грузоподъемностью 2 тонны, что позволяло бы легко транспортировать ее по воздуху.

Инженерный коллектив Горьковского автозавода под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина занимался проектированием «шишиги». Главным конструктором ГАЗа к тому времени был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Сталинской премией за создание грузовика ГАЗ-51. Запоминающийся облик «шишиги» обязан дизайнерам ГАЗа Льву Михайловичу Еремееву и Борису Борисовичу Лебедеву.

В 1957 году опытные образцы ГАЗ-66 прошли испытания, однако грузовик на конвейер не поставили семь лет из-за отсутствия подходящего двигателя. В качестве временного решения до 1962 года выпускался бескапотный ГАЗ-62 с восьмидесятипятисильным тридцатипятилитровым шестицилиндровым мотором довоенной конструкции.

В конце 1950-х Заволжский моторный завод начал выпуск полностью алюминиевого бензинового V8 для представительских автомобилей ГАЗ-13 «Чайка» и спецверсий 21-й модели «Волга». На базе этого двигателя создали версию ЗМЗ-53-66 с уменьшенным с 5,5 до 4,3 л рабочим объемом и мощностью 115 л.с., которую сразу же начали устанавливать на ГАЗ-66. Первая серийная «шишига» вышла с конвейера в июле 1964 года. Новая грузовая машина отличалась от предшественника, ГАЗ-63, следующими параметрами.

  1. Показатель удельной мощности существенно выше – 32 лошадиных силы на тонну снаряжённой массы против 21 л.с./т. Максимальная скорость увеличилась с 65 до 90 километров в час.
  2. Перемещение двигателя под кабину позволило добиться развесовки по осям 50:50, что благотворно сказалось на управляемости грузовика. В результате грузовик с низким центром тяжести мог проходить поворот радиусом 25 метров со скоростью 65 км/ч без угрозы опрокидывания, тогда как ГАЗ-63 такое же маневрирование выполнял только при скорости 44 км/ч.
  3. Повышенная проходимость объяснялась не только увеличением клиренса до 315 мм. В трансмиссии ГАЗ-66 использовались двухступенчатая раздаточная коробка, передний и задний межколесные дифференциалы с блокировкой. Централизованная система регулирования давления в шинах в зависимости от типа покрытия, появившаяся в 1966 году, дополняла их. Благодаря этому «шишиге» с тяговитым двигателем (284 Нм при 2000–2500 об./мин. против 205 Нм при 1500–1700 об./мин. у ГАЗ-63) в сухую погоду на хорошем грунте могла преодолевать подъем до 37 градусов, а на сыпучем — 22 градусов. ГАЗ-63 срывался в пробуксовку на 28- и 4-градусном уклоне соответственно.
  4. Гидроусилитель руля значительно облегчал управление.
  5. Увеличенной площадью грузовой платформы.

ГАЗ-66 использовали в народном хозяйстве и уже скоро после появления наградили золотыми медалями выставок сельскохозяйственной техники в Москве и Лейпциге. В 1969 году автомобиль стал первым советским автомобилем, получившим Государственный знак качества.

Технические характеристики «шишиги»

Длина/ширина/высота, мм 5655х2322х2440
Колесная база, мм 3300
Длина/ширина/высота бортовой платформы, мм 3330х2050х340
Дорожный просвет, мм 315
Глубина преодолеваемого брода, мм 800-1000
Углы въезда/съезда, градус 40/32
Тип двигателя V8 бензиновый, карбюраторный
Рабочий объем, см3 4254
Мощность, л.с./об./мин. 115/3200
Крутящий момент, Нм/об./мин. 284/2000-2500
Максимальная скорость, км/ч 90
Разгон 0–60 км/ч, с 30
Топливо Бензин А-72, А-76, А-80
Объем бака, л 2х105
Расход топлива, л/100 км 20–30+
Коробка передач Механическая 4-ступенчатая
Привод Полный подключаемый без межосевого дифференциала
Снаряженная масса, кг 3650
Максимальная масса, кг 5940
Грузоподъемность, кг 2000
Масса буксируемого прицепа, кг 2000
Запас хода, км 850

Модификации «шишиги»

В течение 35 лет выпуска ГАЗ-66 менялись три поколения, каждое из которых представлено множеством вариаций.

Первое поколение (1964–1968)

Стоит отметить:

  • ГАЗ-66А имел переднюю лебёдку грузоподъёмностью 3,5 тонны.
  • Для десантных войск автомобиль ГАЗ-66Б отличался кабиной с складывающимся брезентовым верхом, откидным лобовым стеклом и телескопической рулевой колонкой.
  • Рама ГАЗ-66Ф для монтажа специализированных военных кузовов-фургонов.

Второе поколение (1966–1984)

Кроме модифицированной радиаторной решетки, грузовик оснащен системой централизованного регулирования давления в шинах. Разрабатывается линейка экспортных версий машины.

Третье поколение (1985–1999)

Характерной особенностью стали увеличенные передний бамперы и впервые установленные на дверях кабины указатели поворота.

  • В результате модернизаций 1985 и 1991 годов мощность бензинового двигателя V8 увеличилась до 120 и 125 лошадиных сил.
  • С 1995 по 1998 год грузовик оснащался четырёхцилиндровым турбодизелем объёмом 4,15 литра с воздушным охлаждением (116 л.с./382 Нм). Благодаря этому грузоподъёмность составляла 2,3 тонны.

В процессе разработки на базе ГАЗ-66 создавались и необычные прототипы: с тремя осями, гусеничным движителем вместо колес или автобусом с обтекаемым кузовом из стеклопластика и пенопласта, рассчитанным на уменьшение воздействия ядерного взрыва.

Серийно выпускаемый ГАЗ-66 также доказал свою универсальность.

В Вооружённых силах грузовики и их модификации с надстройками применялись как:

  • буксировщика пушек и крупнокалиберных минометов;
  • платформы для установки зенитных пушек;
  • командного пункта;
  • радиостанции;
  • машины аэродромного обслуживания;
  • заряжающей машины;
  • бензовоза;
  • санитарной машины.

На гражданке ГАЗ-66 освоил профессии:

  • самосвала;
  • вахтового автобуса;
  • платформы для бурильной установки;
  • автовышки;
  • пожарной машины.

Конец эпохи «шишиги»

За три с половиной десятилетия производства ГАЗ-66 превратился в автоклассику, а финал жизни грузовика на конвейере вышел из классической литературы. Военные породили «шишигу», и война в Афганистане ее убила. Там быстро выяснилось, что при подрыве на мине шансы выжить у сидящих в кабине бескапотного грузовика близки к нулю. В 1980-х, как говорили, «шишигу» заменили «Уралы» и ЗИЛы, а после распада СССР прямым заменой стала капотная машина ГАЗ-3308 «Садко» грузоподъемностью 2,5 т.

После снятия с вооруженных сил, грузовик ГАЗ-66 в товарных объемах не пользовался спросом среди гражданского населения по нескольким причинам.

  1. Эргономичные решения, которые раньше казались приемлемыми, теперь начали раздражать с началом поставок зарубежной техники. Достаточно вспомнить рычаг переключения передач, расположенный практически за спиной водителя. Чтобы он не ударялся локтем о заднюю стенку кабины, в ней даже сделали специальную выштамповку.
  2. Кожух V8 занимал много места в кабине, делая ее тесной даже для двух человек. Места для третьего просто не хватало. Удивительно, что конструкторы всё же предусмотрели возможность повесить гамак внутри.
  3. В жаркую погоду двигатель V8 превращал кабину ГАЗ-66 в настоящую печку. Кондиционирования, естественно, не было, и форточки в стойках лобового стекла не спасали от духоты.
  4. В условиях рыночной экономики расход бензина, даже низкооктанового, более 30 литров на 100 километров стал недопустимым для большинства автовладельцев. Лицензионный немецкий турбодизель, установленный на ГАЗ-66 в середине 1990-х годов, оказался нерентабельным в производстве.

В июле 1999 года, спустя 35 лет после начала серийного производства, с конвейера Горьковского автозавода сошла последняя «шишига». За всё время было выпущено 965 941 экземпляр этой легендарной модели.

Не только большой тираж делает ГАЗ-66 частым гостем на российских дорогах.

  • простота и надежность конструкции;
  • доступность запчастей;
  • Платформа предлагает широкие возможности. Например, многие туристические компании используют моторхоумы на базе ГАЗ-66 для поездок в труднодоступные места. «Шишига» не подведет при этом. Что всегда с ней? Правильно! Невероятная проходимость.

ГАЗ-66 «Шишига» — культовый советский грузовик.

1. Что такое «Шишига»?

  • ГАЗ-66 — советский полноприводный грузовик (1964–1999).
  • Прозвище «Шишига» — от мифологического существа или созвучности с числом «66».
  • Легендарная проходимость Применялся в армейской службе, аграрном секторе и при экстремальных обстоятельствах.

2. История создания

  • Разработан в 1960-х как замена устаревшему ГАЗ-63.
  • Особенности:
    • V8 двигатель ЗМЗ-66 (115 л.с.).
    • Полный привод с блокировкой дифференциалов.
    • Система управления давлением в шинах.
  • Первый советский автомобиль со знаком качества (1969).

3. Технические характеристики

Грузоподъемность 2 тонны
Двигатель 4.3 л V8 (115–125 л.с.)
Коробка передач 4-ступенчатая механика
Макс. скорость 90 км/ч
Расход топлива 20–30 л/100 км
Глубина брода до 1 метра
Дорожный просвет 315 мм

4. Модификации

  • Военные:
    • ГАЗ-66Б (для десантных войск со складной кабиной).
    • ГАЗ-66А (с лебедкой).
    • Фургоны, радиостанции, бензовозы.
  • Гражданские:
    • Самосвалы, автовышки, пожарные машины.
    • В 1990-х появилась дизельная версия (116 л.с.).

5. Почему сняли с производства?

  • Афганская война — уязвимость при подрыве на минах.
  • Неудобная кабина:
    • Теснота, жара от двигателя.
    • Неэргономичное расположение рычага КПП.
  • Высокий расход топлива (30+ л/100 км).
  • Замена: ГАЗ-3308 «Садко» (капотная компоновка).

6. Почему «Шишига» до сих пор жива?

  • Простота и надежность — ремонт «на коленке».
  • Высокая проходимость — внедорожные качества.
  • Доступность запчастей.
  • Культовый статус Находит применение в сфере туризма, сельского хозяйства и резервной службе вооруженных сил.