
Раскрыты факторы, приведшие к снижению объёмов продаж автомобилей в России в марте 2025 года.
В чем причина снижения продаж новых автомобилей в России? Роль исчезнувших в 2022 году брендов, обвинения АвтоВАЗа и прогнозы на будущее.
В марте 2025 года комитет автопроизводителей АЕБ опубликовал традиционный отчет о продажах новых автомобилей на российском рынке, отметивший ряд неожиданных моментов. Несмотря на отрицательные результаты реализации машин в первый весенний месяц, нашлись и положительные тенденции.
1. Ситуация на рынке улучшается.
В первый весенний месяц российский авторынок снизился на 45% по сравнению с прошлым годом. За март было реализовано 83 095 новых легковых и коммерческих автомобилей. Важно отметить, что эти показатели включают машины, доставленные по схеме параллельного импорта. Несмотря на снижение продаж год к году, ситуация улучшилась по сравнению с февралем, когда в России было продано 79 941 новая машина.
По итогам первых трех месяцев 2025 года показатели также отрицательные, но не столь резкие, как в марте. В январе—марте россияне приобрели 254 069 автомобилей, что на 26% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Эксперты и дилеры настроены оптимистично по поводу будущего рынка. Сергей Целиков, руководитель аналитического агентства «Автостат», уверен, что во втором полугодии продажи автомобилей будут значительно превышать показатели первого.
Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон», считает, что оживление спроса произойдёт ближе к лету.
2. В ожидании «возвращенцев».
Алексей Калицев, председатель комитета автопроизводителей, традиционно назвал причиной падения продаж на российском рынке подорожание новых машин из-за роста утилизационного сбора и стоимости кредитов. Появился новый фактор: потенциальные покупатели откладывают покупку из-за информации о возможном возвращении западных компаний в Россию.
«Часть клиентов предпочла повременить с покупками, что привело к росту объема заказов на будущее. Это в конечном итоге может способствовать увеличению продаж», — отметил он.
В дилерских компаниях признают эту проблему, но утверждают, что возвращение брендов, покинувших рынок в 2022 году, возможно лишь спустя продолжительное время.
Тюктеев считает, что возврата не будет по крайней мере два года. Александр Николаев, заместитель директора департамента продаж Major Auto, утверждает, что при снятии санкций до появления первых официальных автомобилей Hyundai и Kia в России может пройти шесть месяцев, а реально — год.
3. Электрокары провалились.
В сегменте электрических автомобилей в 2025 году произошло серьезное падение: реализация с января по март снизилась на 77%. За это время продажа «зеленых» автомобилей сократилась на 4072 единицы. Точные цифры ассоциация не предоставила.
Число электрических автомобилей в России неуклонно растет. В Москве на заводе производят «Москвич 3е», а в Липецке компания «Моторинвест» собирает целый… линейку электрокаров EvoluteНа российском рынке доступны хэтчбеки Ora 03 официальной продажи, а также множество электромобилей, поступающих в страну по системе параллельного импорта через дилеров.
4. «Драматическое» падение АвтоВАЗа.
АЕБ уже не публикует статистику продаж отдельных марок и моделей автомобилей. Вероятно, в марте первое место занял АвтоВАЗ. За первый месяц весны компания продала 28 699 легковых и легких коммерческих автомобилей Lada. Это на 33% меньше, чем в марте 2024 года. В АвтоВАЗе назвали результаты «драматическими», но отметили, что по сравнению с февралем реализация машин выросла на 7,4%.
Максим Соколов, глава АвтоВАЗа, считает, что причиной снижения продаж являются высокая ключевая ставка, ужесточение требований к заемщикам и условия выдачи кредитов со стороны ЦБ. Он также обратил внимание на наличие в 2024 году «почти полумиллионных стоков автомобилей иностранных брендов», что по его мнению приводит к «беспрецедентному необоснованному демпингу».
Пути для спасения рынка
Ассоциация не исключает ухудшения ситуации и перехода отрасли в кризисное состояние. В ней разработали план спасения, предусматривающий немедленную помощь государства. План АЕБ состоит из двух пунктов.
- В организациях просят установить предел цены на автомобили, участвующие в программе льготного кредитования, который бы соответствовал текущей рыночной стоимости. Сейчас покупка автомобиля с учетом его комплектации не должна превышать 2 млн рублей (для электрокаров такого ограничения нет).
- Программа обновления таксопарка стала доступна автомобилям с показателем локальности от 1500 баллов.