Возвращение мировых автомобильных брендов в Россию: реально ли это?

VozBox  » Новости »  Возвращение мировых автомобильных брендов в Россию: реально ли это?

Специалисты определили, когда марки Kia и Hyundai могут вернуться на российский рынок после снятия ограничений.


Фото: Alexander Fedosov / Shutterstock / FOTODOM

Вслед за телефонной беседой президентов Путина и Трампа появились предположения о скором ослаблении санкций против России. Эксперты предполагают возможный возврат иностранных автомобильных компаний в страну. называются корейские компании, а также большая немецкая «тройка».

Вернутся ли Kia и Hyundai в Россию

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что самыми лёгкими для зарубежных брендов будут возвращение Hyundai и Kia.

Эксперт отметил, что наши люди точно ещё не забыли об этом.

Экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», автоэксперт Олег Мосеев разделяет это мнение. По его словам, как только в политических вопросах наступит потепление, корейцы будут первыми, кто вернется на российский рынок.

Корейцы стремятся вернуться в Россию, на что указывает ряд фактов. Прежде всего, это сохранение связей с российскими партнерами.

Также было упомянуто о финансовом аспекте проблемы. До приостановления деятельности в России продажи Hyundai и Kia на российском рынке составляли примерно девять процентов от глобальных.

Мосеев подытожил, что потеря рынка стала серьезным ударом.

Кроме того, эксперт отметил, что Южная Корея менее активно участвует в «санкционных историях». По его мнению, это благоприятно скажется на вероятном возвращении корейских автомобильных производителей в Россию.

Руководитель направления по работе с представительствами легковых автотранспортных компаний ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша полагает, что при изменении геополитической обстановки в обозримом будущем теоретически возможен возврат ряда зарубежных автомобильных производителей. По ее мнению, процедура снятия ограничений займет много времени.

Встреча с новыми моделями Hyundai и Kia на российском рынке, вероятно, состоится не ранее 2026 года, считает эксперт.


Фото: Alexander Denisenko / Shutterstock / FOTODOM

Заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев сообщил нам о подобных сроках. По его словам, при снятии санкций до появления первых официальных автомобилей Hyundai и Kia в России может пройти минимум шесть месяцев, а реальный срок — год.

За этот период производителям предстоит выполнить все необходимые процедуры, восстановить прежний налаженный процесс и прежде всего получить новые сертификаты ОТТС для каждой модели, предназначенной для продажи. По этой причине мы считаем такой исход возможным, но не раньше конца нынешнего года, скорее всего, в следующем году, — сказал руководитель компании.

Автоэксперт Иван Волин не считает, что возврат корейских авто в Россию станет причиной массового спроса на них у российских водителей. По его мнению, автомобили Hyundai и Kia уже доступны российским потребителям через параллельный импорт или с рук.

Эксперт считает, что желающие приобрести автомобили данных марок могли это сделать, хотя процесс был более затруднителен и занимал больше времени.

Возможны ли возвращения европейских автомобильных марок на российский рынок?

Мосеев полагает, что европейцы точно упустят возможность вернуться в Россию, отставая даже от корейцев и японцев. Японские компании, например Toyota, всё ещё поддерживают отношения с российскими дилерами.

Как и корейцы, японцы сохранили преданность как дилеров, так и клиентов. О них помнят и продолжают приобретать товары по схеме параллельного импорта.

Что касается немецких компаний, то положение более сложное. Однако, по утверждению Мосеева, есть исключение — BMW. Этот концерн никогда не объявлял о выходе из России и указывал на приостановку деятельности.

В отличие от немецких коллег, BMW никогда не портила отношения с Россией. Да, пока нет продаж, но своё присутствие сохраняет.

Шапарин считает, что европейские бренды вряд ли скоро вернутся на российский рынок из-за санкций и ограничений, введенных Евросоюзом.

В этом вопросе у всех всё намного строже, поэтому рассчитывать на скорый откат, наверное, пока не стоит. Европейцы тут сами себе в ногу выстрелили, — заявил он.

Свои заводы и новый утильсбор

Некоторые компании, приостановившие работу на нашем рынке, сохранили возможность выкупить свои российские предприятия. Например, завод Hyundai в Санкт-Петербурге сейчас принадлежит холдингу AGR, который производит автомобили под маркой Solaris. Сделка по продаже была завершена в январе 2024 года, но корейцы имеют двухлетний опцион на обратный выкуп.

По словам Шапарина, для корейцев быстрый и безболезненный возврат на наш рынок является ещё одним плюсом.

Мосеев подчеркнул важность функционирующего завода. Hyundai фактически сохранил производственную площадку в Санкт-Петербурге. По мнению эксперта, это важный фактор, демонстрирующий стремление корейцев как можно скорее вернуться в Россию по мере возможности.

«Да, сейчас там производят автомобили Solaris. Но мы все разумеем, что за модели. Конечно, взять предприятие полностью обратно невозможно, но своё место под солнцем им останется», — заявил Мосеев.

Mazda также имеет такое же право. Правда, японским компаниям стоит поспешить с возвращением: срок действия их опциона на выкуп предприятия во Владивостоке истекает осенью.

Аналогично происходит с Renault и Mercedes, которые могут выкупить активы до 2028 и 2029 года соответственно (у Renault право распространяется на контрольный пакет в «АвтоВАЗе», бывший завод в Москве компания выкупить не сможет). У Volkswagen такой возможности нет. Немцы продали свой калужский завод компании «Авилон» без возможности обратного выкупа. Также не сможет вернуть свой завод в Петербурге японская Toyota.

Результат зависит от условий договоров, заключенных иностранными производителями с российскими предпринимателями и учреждениями. Например, при сделке с Nissan предусмотрена опция обратного выкупа завода в течение шести лет, тогда как в соглашении с Toyota такой пункт отсутствует.


Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Слишком много «но»

Несмотря на собственное производство, российские «беглецы» сталкиваются с рядом проблем. Одна из них — повышенный утилизационный сбор. По мнению Волина, рассчитывать на низкие цены даже на автомобили, произведенные в России, не следует, а про импортные модели говорить вообще не приходится.

Производство корейских автомобилей возможно будет существенно изменено, обычная сборка не подойдет. Остается неизвестным, перестроят ли модели корейские или европейские компании под новую концепцию правительства России. Но понятно, что потребуется огромная финансовая поддержка.

Выкуп заводов подразумевает ещё одно существенное обстоятельство – время.

«Будильник тикает. Все эти опционы на выкуп имеют ограниченную продолжительность. Для некоторых фирм этот срок стремительно подходит к завершению», — сказал специалист.

Остается непонятным, какие условия предъявят компаниям, желающим вернуть себе заводы. Шапарин сообщил, что полные документы пока никем не были изучены. Из-за этого возможность возникновения непредвиденных сложностей остаётся актуальной.

Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов отметил ряд проблем, с которыми столкнутся возвращающиеся бренды. По его словам, возврат в абсолютно идентичном формате, как раньше, произойдет не сразу, это потребует времени.

Во-первых, заводы частично заняты китайскими производителями, а рынок и дилерская сеть — тоже. То есть товаропроводящая цепочка уже нарушена. Думаю, если возвращение произойдет, то это будет формат торгового дома, когда просто привезли машины и продали их. А не полноценный цикл дистрибьюторского бизнеса, когда выстраиваются отношения между дилером, партнером, клиентом. Это точно будет сначала упрощенный формат.

Конкуренция с Китаем

Возвращающимся в Россию создаёт трудности конкуренция с Китаем. За время отсутствия водители освоили китайские автомобили, что привело к значительному увеличению их продаж. Европейским производителям это грозит серьёзными трудностями.

Волин указал на мощное давление поставок из Китая на местных производителей даже в пределах ЕС. В качестве причин названы низкие цены и более скромный ассортимент моделей у европейских компаний.

В Европе быстро угасает прежняя мощь. Потребители от этих изменений ничего не выиграют: будут доступны машины по высокой цене, а эксплуатация будет стоить дорого.


Изображение: Сергей Булкин / news.ru / Глобал Л ook Пресс

В связи с этим ожидать быстрого снижения спроса на автомобили китайского производства не следует. По мнению Волина, машины из Китая «будут пользоваться таким же спросом, как и раньше».

Мосеев считает, что ожидать исчезновения китайских компаний с российского рынка после возвращения корейцев, европейцев и японцев не стоит. Эксперт утверждает, что у китайских фирм есть конкурентные предложения для потребителей, и их место на рынке сохранится.

Возвращение зарубежных компаний в Россию побудит китайцев активнее локализовывать производство машин для получения субсидий, компенсирующих утилизационный сбор. В итоге это позволит предложить потребителям продукт по более низкой цене. Возможен также камбэк ушедших марок, что может привести к сокращению китайских брендов на рынке. Но речь идет не о компаниях, которые уже прочно заняли свою нишу в России.

Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли, считает, что корейские и европейские бренды внимательно следят за рынком России и понимают, что конкуренция с китайскими автомобилями станет жестче, чем раньше. По его мнению, прежде чем вернуться в Россию, им нужно разработать ценовую политику, которая снова заинтересует российских автомобилистов.

Перед разработчиками также встал вопрос локализации, так как большая часть производственных мощностей сегодня используется российскими автопроизводителями.

Иванов полагает, что для возвращающихся состязаться с китайцами будет весьма затруднительно, по крайней мере, на начальном этапе. Тем не менее, возможности у корейцев и европейцев остаются.

По ценам первое время не смогут конкурировать из-за небольшого объема выпуска, отсутствия локальной сборки и высокого тарифа утилизного сбора. Будут дороже, но всё равно их купят, — уверен менеджер высшего звена.

Николаев, коллега заявителя, указал, что переход россиян с китайских автомобилей на немецкие и корейские будет зависеть от скорости налаживания сборки машин в России. По его мнению, при нынешнем размере утилизационного сбора, действующего с 1 января 2025 года, импортные модели стоят значительно дороже российских.

Вероятнее всего, корейцы и европейцы смогут соперничать с китайцами по цене только в высоком, дорогостоящем сегменте от 5 миллионов рублей за автомобиль. Без российского производства для корейцев и европейцев сертификация бюджетных моделей не принесёт пользы.

Возвращение автопроизводителей в Россию и перспективы развития рынка.

Мосеев полагает, что российские дилеры с энтузиазмом воспримут возврат «беглецов» в Россию. Дополнительным источником удовлетворения станет, по мнению эксперта, не вполне корректное отношение китайских компаний к ретейлерам.

В разговоре владелец одного из самых крупных дилерских концернов сообщил мне, что при полном возвращении европейцев он лично займется демонтажем китайских пилонов у своих автосалонов.


Картинка: Сергей Булкин / news.ru / Глобальный взгляд Пресс

Продавец о возможном возвращении зарубежных компаний в Россию высказываются осторожно. Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский сказал, что камбэк автомобильных гигантов на российский рынок в части продажи автомобилей произойдет нескоро. По его мнению, сначала будут поставляться запасные части и восстанавливаться сервисные решения для существующих клиентов, и только после этого можно будет обсуждать большее.

По мнению Ольховского, возврат к автомобилям европейских брендов займет много лет, прежде чем часть населения пересядет на них снова.

Если примут решение вернуть зарубежные марки на российский рынок, реализовать продажи займет около года.

В связи с низкой доходностью дилеров, которая сейчас находится ниже приемлемого уровня, возможно продлить срок действия соглашений.

Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр», сказал, что компания хотела бы возвращения зарубежных автобрендов в Россию.
Он подчеркнул, что сейчас это малореалистично из-за санкций, которые никто не отменял. По его данным, многие ушедшие марки уже рассматривают различные сценарии возвращения на российский рынок при условии снятия ограничений.

Топ-менеджер подчеркнул, что российский рынок представлял собой для многих марок не только главный, но и один из наиболее выгодных рынков.

Терлюкевич также сообщил, что при разрешении продажи зарубежных марок в России дилеры смогут оперативно начать их реализацию. По его убеждению, торговля уже давно способна быстро реагировать на изменения рыночной ситуации.

Иванов добавил, что российские автосалоны могут оперативно приступить к реализации машин европейских или корейских брендов.

Следует наблюдать за обстановкой. У каждой торговой марки есть дилеры, способные быстро восстановить торговлю.