Возможные возвращения западных автомобильных брендов в Россию

VozBox  » Новости »  Возможные возвращения западных автомобильных брендов в Россию

Специалисты назвали марки автомобилей, которые с наибольшей вероятностью вернутся на российский рынок.


Изображение: Булкин Сергей / news.ru / Глобал Л ook Пресс

В сети появляются слухи об ускорении санкций против России после начала переговоров между Россией и США. Эксперты считают, что при позитивных политических решениях зарубежные бренды могут вернуться на российский рынок уже в ближайшем будущем, включая автомобильные компании, покинувшие Россию в 2022 году.

Эксперты полагают, что возвращение иностранных автопроизводителей в Россию возможно только при наличии собственного производства на территории страны. Многие зарубежные компании сохранили право выкупить свои заводы в России.

Hyundai

Hyundai долгое время занимал лидирующие позиции на российском автомобильном рынке. Компания построил завод под Санкт-Петербургом для сборки седанов Solaris и Creta. В феврале 2022 года компания приостановила работу в России, а осенью стало известно о решении продать предприятие. О полном уходе с российского рынка Hyundai не заявлял.

Производство автомобилей на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге
(Фото: Hyundai)

Завод теперь принадлежит российской компании AGR, но у корейцев есть возможность выкупить его обратно. Однако этот вариант доступен только до конца 2025 года, так что Hyundai должен действовать быстро.

Компания AGR в Санкт-Петербурге выпускает под маркой Solaris модели Hyundai Solaris и Creta. Информация об обстоятельствах этого производства в компании не разглашается. Согласно неофициальной информации, сборка осуществляется из комплектующих, оставшихся после ухода корейских производителей.

Эксперты считают, что у корейцев наибольшие шансы стать первыми, кто вернется в Россию. Сергей Целиков, президент аналитического агентства «Автостат», полагает, что компания сможет достаточно быстро найти пути возобновления производства на территории России.

«Здесь дольше всех держались именно под брендом Solaris», — пояснил он.

Экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», автоэксперт Олег Мосеев разделяет подобную точку зрения. По его мнению, Hyundai с высокой вероятностью вернется в Россию, но забрать 100% предприятия обратно не сможет.

Kia

Kia Sportage
(Фото: Kia)

Аналогично происходит и с корейской Kia. Ранее на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге собирали популярные в России седаны Kia Rio и приподнятые хэтчбеки Rio X. После перехода завода в собственность AGR эти модели начали выпускать снова под маркой Solaris.

В Калининграде на заводе «Автотор» производили корейские автомобили, например, кроссоверы Kia Soul и Kia Seltos, а также седан Kia Cerato. После остановки производства в 2022 году завод заявил о готовности возобновить сотрудничество с Kia по сборке автомобилей, но компания не воспользовалась этим предложением. В результате на заводе начался выпуск новых китайских моделей.

Эксперты уверены, что при улучшении международных отношений Kia быстро вернется на российский рынок. Так считает руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша, которая предполагает возвращение уже в 2026 году. Примерно к той же дате ориентируется и заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев.

Toyota

Toyota RAV4

До февраля 2022 года автомобили Toyota стабильно занимали места в топ-5 самых продаваемых в России. Компания имела завод в Санкт-Петербурге, где производились седаны Camry и кроссоверы RAV4. Как и другие японские автопроизводители, Toyota объявила о приостановке деятельности на российском рынке в феврале 2022 года. Однако предприятие так и не вернулось к работе — через полгода японцы сообщили о полном прекращении выпуска машин в России.

Весной 2023 года все активы Toyota в России, включая завод в Санкт-Петербурге, перешли во владение ФГУП «НАМИ». Сделка не предусматривала опцион на обратный выкуп.

Мнения специалистов о возможности возвращения Toyota в Россию противоречивы. Олег Мосеев полагает, что японцы могут стать вторыми после корейцев, кто осуществит подобное возвращение. По его словам, Toyota продолжает беседы с российскими дилерами и внимательно следит за ситуацией на рынке. Кроме того, эксперт считает, что марка сохранила лояльность российских клиентов, которые и сейчас активно покупают автомобили японского бренда по схеме параллельного импорта.

Анастасия Байбароша полагает, что возвращение Toyota на российский рынок окажется сложным из-за невозможности выкупить бывший завод. Без локального производства конкуренция на рынке будет затруднительной.

Mazda

Салон продаж автомобилей Mazda

Mazda производила до весны 2022 года модели Mazda6, CX-5 и CX-9 на заводе во Владивостоке. В апреле 2022 года завод прекратил работу, а представители компании признали невозможность возобновления сборочных процессов в России.

В конце 2022 года Sollers приобрел долю Mazda на этом предприятии за символическую сумму €1. Японская компания сохранила опцион на обратный выкуп активов в течение трех лет, хотя сроки уже поджимают. Mazda полностью из России не ушла. Например, официальное представительство ООО «Мазда Мотор Рус», отвечающее за гарантийное обслуживание, маркетинг и работу с дилерами, об изменениях в работе так и не объявило.

Mercedes-Benz

Mercedes-Benz S-class

Компания Mercedes-Benz имела завод в подмосковном Есипово. Строительство предприятия стоило более 19 миллиардов рублей и оно заработало в 2019 году. Весной 2022 года немцы приняли решение приостановить работу завода и поставки машин в Россию. В 2023 году Mercedes-Benz полностью избавился от российских активов, включая завод в Есипово. Новым владельцем стал дилерский холдинг «Автодом».

Опцион по обратному выкупу также входит в сделку. Однако эксперты уверены, что немецкому возвращению всё равно может помешать ряд трудностей. Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко напомнил, что Mercedes покинул российский рынок не совсем корректно, то есть «громко хлопнув дверью». С этим согласна и Анастасия Байбароша. По ее словам, немцы после ухода из России не выполнили даже некоторые предоплаченные заказы на запчасти в срок, а у российских дилеров наблюдались проблемы с электронными средствами технической поддержки, необходимыми для проведения диагностики.

Ей пришло в голову, что восстановление доверия со стороны россиян окажется сложной задачей.

BMW

Салон продаж автомобилей BMW

BMW находится в более благоприятном положении. Немецкая компания никогда не делала резких заявлений об уходе из России и продолжает взаимодействие с российскими дилерами (о поставках машин пока речи не идет). Российский офис ООО «БМВ Русланд Трейдинг» также полностью не прекратил свою деятельность.

Кроме того, BMW может гордиться высокой лояльностью клиентов в России. Машины немецкого бренда до сих пор поступают на российский рынок по схеме параллельного импорта.

Продажи BMW по всему миру в 2024 году снизились на 3%. Возвращение марки в Россию может улучшить эту ситуацию. Такой прогноз сделал в ноябре прошлого года руководитель консалтинговой компании Schneider Group Ульф Шнайдер.

Хотя здесь есть нюансы, место BMW, планировавшей разместиться на заводе «Автотор» в Калининграде, в 2023 году заняли китайские компании. Переориентировались на продажу машин из КНР некоторые дилеры баварской марки.

Олег Чередниченко считает, что реализация автомобилей не столкнётся с проблемами в развитии инфраструктуры. По его словам, дилеры с удовольствием вернут себе право продажи известных российским покупателям марок.

Renault

Renault Arkana

В 2022 году российское правительство получило контроль над активами группы Renault в России, включая долю французского концерна в АвтоВАЗе и московский автозавод ЗАО «Рено Россия». Французы получили право выкупить свою долю в АвтоВАЗе в течение шести лет. Renault выпускал модели Logan, Sandero и их Stepway-версии на российских заводах.

Что касается московского завода, то возможности выкупа у французов нет. Сейчас там производят модели марки «Москвич». Мосеев считает возвращение французов на российский рынок трудным из-за сохранившихся воспоминаний о том, как они поступили с АвтоВАЗом.

Nissan

Сборка автомобилей Nissan на заводе в Санкт-Петербурге
(Фото: Nissan)

Компания Nissan покинула российский рынок в 2022 году, передав задачи по обслуживанию автомобилей АвтоВАЗу. С этого момента марка не высказывала намерения вернуться в Россию.

В феврале 2023 года 99 процентов активов завода Nissan в Санкт-Петербурге перешли к АвтоВАЗу за символический евро. Как и у Renault, у компании сохраняется право на обратный выкуп акций в течение шести лет, но при условии одобрения со стороны российского правительства.


В январе 2024 года на бывшем заводе Nissan, который теперь называется «Автозавод Санкт-Петербург», стартовал выпуск автомобилей нового бренда XCITE. Возвращение японцев в данный момент маловероятно из-за глобального кризиса, переживаемого компанией.

Volkswagen

Завод компании Volkswagen в Калуге
(Фото: Volkswagen)

Руководство Volkswagen решило распрощаться с Россией, продав в 2023 году все активы компании, включая завод в Калуге, фирме «Авилон». В отличие от других производителей, Volkswagen не сохранил за собой право на обратный выкуп.

В массе сегмента всё крайне затруднительно из-за высокой конкуренции и необходимости отвоевывать рыночную долю.

Александр Николаев, заместитель директора департамента продаж Major Auto, подчеркнул, что из-за утилизационного сбора импортные автомобили стоят намного дороже российских. Без собственного производства Volkswagen с трудом сможет конкурировать на рынке.