Новые таможенные правила: кто рискует потерять автомобиль

VozBox  » Новости »  Новые таможенные правила: кто рискует потерять автомобиль

Транспортные средства, которые находились на таможенной стоянке более месяца, переходят в собственность государства
Транспортные средства, остановленные таможенными органами для проверки, изымаются в государственную собственность. Предложенные изменения, разработанные Министерством финансов, получили одобрение, однако при соблюдении ряда условий

Что произошло

Правительственная комиссия одобрила законопроект поправки Об этом сообщается при условии доработки отдельных положений, касающихся Минфина в статьях 261 и 323 закона «О таможенном регулировании сообщили «По информации «Ведомостей», полученной от источников в Белом доме, данный документ пока не утвержден и вступит в силу через 90 дней после его официальной публикации.

Проектом федерального закона, направленным на изменение статьи 261 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и вносящим изменения в другие законодательные акты, предусматриваются, в частности:

  • в рамках межведомственного взаимодействия привлекать для оказания содействия должностным лицам таможенных органов в остановке автомобильных транспортных средств должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти;
  • хранить автомобильные транспортные средства и/или товары, размещенные на хранение при условии неизъятия и отсутствии ареста таможенным органом в месте хранения в течение сроков проведения таможенного досмотра до возврата лицу, разместившему такие автомобильное транспортное средство и/или товары на хранение;
  • уменьшить срок хранения с 60 до 30 дней;
  • спустя 30 дней после размещения в «Интернете» сведений об автомобильном транспортном средстве, не востребованном из места хранения, обращать его в федеральную собственность.

В пояснительной записке к документу авторы отмечают, что уменьшение периода хранения невостребованных транспортных средств с 30 до 60 дней окажет благоприятное влияние на сроки передачи федеральному государству социально значимых товаров».

«Согласно пояснительной записке, предлагаемые законопроектом изменения позволят таможенным и другим государственным органам успешно решать поставленные перед ними задачи, обеспечат их согласованную работу и окажут положительное влияние на сроки передачи невостребованной автотехники и товаров в федеральную собственность.

«В период с апреля 2023 года по сентябрь 2024 года на официальном сайте Федеральной таможенной службы России было опубликовано 79 сообщений о транспортных средствах, перевозивших разнообразные товары общей массой приблизительно 300 тонн. В сентябре 2024 года на этом же сайте размещена информация о 24 транспортных средствах с товарами, общий вес которых составил 72 тонны. В отношении 37 товарных партий, суммарный вес которых оценивается в 181 тонну, осуществляются мероприятия по подготовке и передаче материалов в судебные органы для вынесения решения об изъятии товаров в федеральную собственность; по 12 товарным партиям, общий вес которых составляет около 35 тонн, вынесены решения о признании товаров бесхозными и передаче их в федеральную собственность, как указано в документе.

Чем грозит нововведение

В соответствии с внесенными Министерством финансов изменениями в статьи 261 и 323 закона «О таможенном регулировании», транспортные средства и находящиеся в них товары будут изыматься государством, если собственник не заявляет о своих правах в течение установленного 30-дневного периода. В статью 323 будет включено понятие «транспортные средства», что позволит осуществлять конфискацию автомобилей».

Авторы законопроекта указывают в пояснительной записке, что сроки передачи товаров в федеральную собственность иногда могут занимать до полугода. Это, по их мнению, может приводить к портированию изымаемых товаров и задерживать проведение таможенного контроля. Согласно мнению разработчиков, часто такие товары и транспортные средства оставляют лица, преследуемые по закону, стремящиеся избежать юридической ответственности.

«В случае, если владелец не заявит о своих правах на груз в установленный срок, он потеряет возможность его получения».

По словам собеседника, цель данной инициативы – сокращение времени хранения автомобилей, незаконно ввезенных на таможенные терминалы.

По словам Чичина, существенной сложностью является тот факт, что владелец транспортного средства или груза не всегда немедленно получает информацию о происшествии.

«Таможенные органы отправляют уведомления по адресу, прописанному в торговом соглашении, посредством обычной почты. По словам эксперта, если получатель находится за границей, а в документах указан зарубежный адрес, доставка может занять до 60 дней. Он также отметил, что таможня часто связывается с таможенным представителем. Скорость и ответственность этого представителя напрямую влияют на то, насколько оперативно владелец автомобиля или груза будет проинформирован о возникшей проблеме.

«По словам Чичина, новые требования обязывают грузовладельцев и их таможенных представителей более тщательно подготавливать и проверять документы, а также ужесточать внутренний контроль за импортными операциями. Ошибки или неточности в оформлении документов теперь могут привести к риску потери имущества.

Что будет с импортом

По мнению президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, введение новых мер не окажет влияния на поставки автомобилей и грузов в Россию, так как конфискация транспортных средств произойдет лишь в исключительных ситуациях.

По словам эксперта Чичина, на практике компании зачастую инициируют процедуру возврата задержанных ценных товаров, когда их стоимость компенсирует затраты на судебное разбирательство и юридическое сопровождение. К этим затратам относится оплата за хранение грузов на таможенных складах временного хранения (СВХ) – от нескольких тысяч рублей в день, в зависимости от объема и условий, а также возможные штрафы за нарушение таможенных правил или юридические издержки, связанные с оформлением возврата или обжалованием решения таможни. Специалист отмечает, что совокупный объем этих расходов может значительно возрасти в процессе ожидания и оформления, что в некоторых случаях делает возврат груза нецелесообразным с экономической точки зрения.

Александр Воронцов