
По мнению дилеров и специалистов, изменение порядка определения утильсбора в России повлечет за собой ряд последствий
Под ударом «китайцы» и «тяжелый люкс»
По мнению генерального директора ГК «Обухов» Людмилы Угаровой, в случае введения новых тарифов утильсбора, стоимость автомобилей, привезенных по схеме параллельного импорта и обладающих мощностью более 160 л.с., существенно возрастет.
Стоимость автомобилей младше трех лет увеличится как минимум на 750 тысяч рублей, а для более старых машин эта прибавка может составить до 1,2 миллиона рублей. По ее мнению, начиная с 2026 года, цена на них увеличится еще примерно на 250 тысяч рублей.
По ее мнению, стоимость автомобилей, ввозимых неофициальными каналами, будет сближаться с ценами на новые машины, однако покупатели не получат преимуществ, доступных при покупке у официальных дилеров, таких как гарантия или специальные условия кредитования. В результате спрос на подержанные автомобили, ввезенные неофициально, вероятно, уменьшится, и рынок начнет меняться в пользу автомобилей, произведенных в России, и китайских марок, которые уже уверенно занимают свои ниши на российском рынке.
«По мнению Угаровой, маловероятно полное исчезновение каких-либо автомобилей с рынка, однако ожидается сокращение спроса на премиальные автомобили высокого класса, связанное со уменьшением числа потребителей, относящихся к целевой аудитории. Кроме того, некоторые компании планируют пересмотреть позиционирование своих брендов и адаптировать их к российскому рынку, а нелегальный ввоз китайских автомобилей окажется экономически нецелесообразным.
Гибриды — под угрозой
По словам Андрея Ольховского, генерального директора ГК «Автодом», корректировка порядка определения утилизационного сбора может привести к немедленному увеличению цены некоторых моделей на 2 миллиона рублей. Наибольшее влияние это изменение, вероятно, окажет на востребованные марки Li Auto и Aito Seres.
По его мнению, говорить о точных показателях преждевременно, так как итоговые подсчеты можно будет провести только после обнародования официального отчета.
«По словам Ольховского, согласно проектам документа, который может быть утвержден, импорт новых автомобилей в начале периода снизится на срок до 50%, пока не будут реализованы имеющиеся запасы машин, приобретенных по действующей ставке утилизационного сбора.
По мнению эксперта, рынок со временем частично оправится, однако объемы импорта не вернутся к прежним значениям, сократившись примерно на 30.
По мнению Ольховского, наибольший удар от этих изменений примут на себя гибридные автомобили, и особенно сильно пострадают такие бренды, как Lixiang, Aito, Wey, Exlantix и Zeekr.
Прощайте, Toyota Camry и Geely Monjaro
По мнению независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, увеличение размера утилизационного сбора существенно повлияет на автомобильный рынок: ввоз дорогих и мощных автомобилей, который сейчас широко распространен среди частных лиц, скоро станет менее распространенным. Ввоз таких машин перестанет быть экономически выгодным, и предпочтение будет отдаваться более доступным и компактным моделям с умеренной мощностью – именно они будут соответствовать новым условиям и сохранят свою популярность.
Вероятно, с рынка уйдут автомобили, являющиеся аналогами Toyota Camry, Geely Monjaro и Hyundai Palisade.
«По мнению Тузова, частные инвесторы утратят интерес к этим объектам из-за существенного увеличения затрат на оформление.
В их число войдут и более простые модели:
- Geely Coolray,
- Changan CS35 Plus,
- Haval Jolion,
- Kia Seltos,
- Mazda CX-5 с двухлитровым мотором,
- Skoda Karoq и даже BMW 320i.
По мнению Тузова, именно эти транспортные средства способны сформировать основу для возникновения нового потребительского интереса.