Электромобили прибавили 40% в третьем квартале, несмотря на спад продаж Zeekr.

VozBox  » Новости »  Электромобили прибавили 40% в третьем квартале, несмотря на спад продаж Zeekr.

Правительство испытывает затруднения в формировании последовательной политики в отношении электромобилей: то предоставляются льготы и стимулы, то принимаются решения, создающие значительные препятствия для развития электротранспорта. Следует отметить, что с начала текущего года утилизационный сбор на электромобили увеличился в 20 раз и достиг уровня, установленного для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания объемом от одного до двух литров, то есть вырос с 32 600 до 667 400 рублей. Это быстро отразилось на объеме продаж: с января по март реализация электромобилей сократилась вдвое, составив 1854 единицы по сравнению с 3844 в четвертом квартале 2024 года. Во втором квартале компании, поставляющие электромобили, смогли адаптироваться к сложившейся ситуации и частично восстановить показатели – в учет включено 2546 автомобилей. В третьем квартале эта тенденция продолжилась: дилеры всех форматов реализовали 3586 электромобилей, что практически соответствует уровню продаж в четвертом квартале 2024 года.

Сохранят ли продажи электромобилей восходящую тенденцию? В прошлом году перед декабрьским спадом их реализация стабилизировалась: ежемесячно около 1200 машин находили своих покупателей. В текущем году, начиная со второго квартала, показатели продаж по месяцам выглядели следующим образом: в апреле – 795 электромобилей, в мае – 786, в июне – 965, в июле – 1257, в августе – 1082, в сентябре – 1247. А вот как менялся объем продаж электромобилей 2025 года выпуска: в апреле – 196, в мае – 334, в июне – 430, в июле – 543, в августе – 481, в сентябре – 597. Как видно, на предприятиях все еще имеется значительный запас автомобилей, произведенных не только в прошлом, но и в предыдущем году.

Даже если повышение утильсбора с 1 ноября все же произойдет, можно уверенно сказать, что продажи электромобилей останутся стабильными, примерно 1000–1200 штук в месяц, практически до начала следующего лета. Однако введение новой системы утильсбора фактически положит конец импорту. Причина в том, что из 7986 электромобилей, зарегистрированных в первые девять месяцев текущего года, подавляющее большинство оснащено электродвигателями мощностью более 80 лошадиных сил. Соответственно, после возможного изменения порядка расчета утильсбора эти автомобили больше не смогут быть оформлены по льготной ставке.

Однако давайте более детально изучим результаты третьего квартала. Zeekr продолжает удерживать лидирующие позиции в сегменте, реализовав 891 автомобиль. Продажи марки осуществлялись на протяжении всех трех месяцев, демонстрируя колебания в зависимости от общего спроса. Наибольшим спросом, как и ранее, пользуется модель 001 — было продано 449 экземпляров, далее следуют 7X — 165 штук, 009 — 122, X — 88, 007 — 67. Вместе с тем, Zeekr испытывает снижение интереса со стороны российской аудитории, что проявляется в стремительном уменьшении доли на рынке: в четвертом квартале 2024 года компания занимала 38% сегмента, в первом квартале текущего года — 37%, во втором квартале — 30%, а в третьем — всего 25%.

Завод «Москвич» продолжает активную распродажу запасов электромобилей 3е, произведенных в прошлые годы: в период с июля по август дилеры различными методами реализовали 430 автомобилей, из которых 417 были проданы юридическим лицам. Благодаря этому результату 3е занял второе место после Zeekr 009. Смело можно говорить об окончании производства этой модели московского завода (и, вероятно, всей текущей линейки), поскольку предприятие готовится к выпуску автомобилей концерна SAIC, о чем сообщалось еще в апреле. Производство 3е прекращено больше года назад. На все свои электрические модели компания Evolute нашла 539 покупателей, однако даже наиболее востребованная из них уступает Москвичу 3е: в активе i-Pro – всего 363 проданных экземпляра.

Несмотря на увеличение числа дилеров, объем продаж единственной модели А5 от Amberauto остается скромным – 277 автомобилей. Все они произведены в 2023 и 2024 годах. Сохраняются продажи модели Ora, которая не получила признания у российских потребителей: 50 машин, выпущенных ранее. Avatr, принадлежащий «Чангану», демонстрирует относительно хорошие показатели: продано 263 автомобиля различных моделей, как официально импортированных, так и ввезенных неофициально. Xiaomi также показывает рост, но не столь заметный – за последние три месяца его предпочли 137 покупателей. BYD демонстрирует результаты в два раза выше – 258 автомобилей.

Другие электромобили не демонстрируют значительных улучшений и сохраняют свои прежние показатели. Так, дилеры и поставщики BMW реализовали 51 электромобиль. Продавцы Porsche смогли найти по 15 покупателей на Macan, который был представлен в прошлом году на Пекинском автосалоне, и Taycan, продажи которого стартовали ранее. Tesla показывает нестабильные результаты, продав 142 автомобиля на все свои модели, включая 12 пикапов Cybertruck. Некоторые новые модели пока не привлекают внимание покупателей. К ним относится Lixiang Mega (четыре экземпляра). Geely EX5 показал хороший старт: за третий квартал было продано 97 экземпляров, доставленных различными способами.

В заключение хочется отметить позитивное событие: в статистику вошел Eonyx М2 — в сентябре его приобрели две юридические организации и один частный покупатель. Желаем успехов новому проекту «Автотора», хоть и задержавшемуся с выходом на рынок на два года: все же у этой модели нет официальных конкурентов.

В итоге получилась такая картина с электромобилями… А вы поделитесь в комментариях, что, по вашему мнению, ожидает электромобили в связи с введением новых правил утилизационного сбора: есть ли у них перспективы и когда прекратятся продажи Zeekr.

Zeekr 001, фото из объявлений на Дроме