Электромобили продемонстрировали значительный рост в третьем квартале, однако компания Zeekr столкнулась с трудностями.

VozBox  » Новости »  Электромобили продемонстрировали значительный рост в третьем квартале, однако компания Zeekr столкнулась с трудностями.

Правительство испытывает трудности с формированием единой политики в отношении электромобилей: сегодня им предоставляют поддержку и льготы, а уже завтра принимаются решения, создающие значительные препятствия для развития «электрического» транспорта. Напомним, что с начала текущего года утилизационный сбор на электромобили увеличился в 20 раз и достиг уровня, установленного для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания объёмом от одного до двух литров, то есть вырос с 32 600 до 667 400 рублей. Это негативно сказалось на реализации: за период с января по март продажи электромобилей сократились вдвое – было реализовано 1854 единицы против 3844 в четвертом квартале 2024 года. Во втором квартале компании, поставляющие электромобили, смогли приспособиться к сложившейся ситуации и частично восстановили объемы – в учет приняли 2546 автомобилей. В третьем квартале эта тенденция продолжилась: дилеры всех марок продали 3586 электромобилей, что сопоставимо с показателями четвертого квартала 2024 года.

Продолжат ли электромобили набирать популярность? В прошлом году, незадолго до сезонного спада в декабре, их продажи стабилизировались: ежемесячно около 1200 машин находили своих покупателей. В текущем году, начиная со второго квартала, статистика продаж по месяцам выглядела следующим образом: в апреле – 795 электромобилей, в мае – 786, в июне – 965, в июле – 1257, в августе – 1082, в сентябре – 1247. Динамика продаж электромобилей 2025 года выпуска демонстрировала следующие показатели: в апреле – 196, в мае – 334, в июне – 430, в июле – 543, в августе – 481, в сентябре – 597. Таким образом, на складах всё ещё хранится значительный запас автомобилей, произведенных не только в прошлом, но и в позапрошлом годах!

Даже если с 1 ноября всё же повысят утильсбор, можно уверенно прогнозировать стабильные продажи электромобилей в количестве 1000–1200 штук в месяц, по крайней мере, до начала следующего лета. Однако введение новой тарифной сетки утильсбора фактически положит конец импорту. Причина в том, что из 7986 электромобилей, зарегистрированных в первые девять месяцев текущего года, большая часть оснащена электродвигателями мощностью более 80 лошадиных сил. Это означает, что после возможной корректировки порядка начисления утильсбора эти автомобили перестанут быть доступными для оформления с льготным утильсбором.

Однако, давайте более подробно изучим итоги третьего квартала. Zeekr продолжает удерживать лидерство в сегменте, показав результат в 891 автомобиль. Продажи марки осуществлялись на протяжении всех трех месяцев, демонстрируя колебания в соответствии с общей динамикой спроса. Наибольшим спросом, как и ранее, пользуется модель 001 – на нее приходится 449 экземпляров, далее следуют: 7X – 165 шт., 009 – 122 шт., X – 88 шт., 007 – 67 шт. В то же время, Zeekr явно теряет российскую аудиторию, поскольку его доля стремительно сокращается: в четвертом квартале 2024 года Zeekr контролировал 38% сегмента, в первом квартале текущего года – 37%, во втором квартале – 30%, а в третьем квартале – всего 25%.

Завод «Москвич» продолжает активно распродавать запасы электромобилей 3е, выпущенных в прошлые годы: в период с июля по август дилеры реализовали 430 автомобилей, из которых 417 были проданы юридическим лицам. Благодаря этому результату 3е занял второе место после Zeekr 009. Смело можно говорить об окончании производства данной модели московского завода (и, вероятно, всей текущей линейки), поскольку предприятие готовится к выпуску автомобилей концерна SAIC, о чём сообщалось ещё в апреле, тогда как 3е не производятся уже больше года. Для всех своих электрических моделей компания Evolute привлекла 539 покупателей, однако даже самая востребованная из них уступает Москвичу-3е: в активе i-Pro только 363 проданных автомобиля.

Хотя дилерская сеть расширяется, продажи единственной модели A5 от Amberauto остаются скромными – всего 277 экземпляров. Все эти автомобили были произведены в 2023 и 2024 годах. Также продолжаются продажи Ora, которая не получила признания у российских потребителей: реализовано 50 машин, выпущенных в предыдущие годы. Avatr, принадлежащий Чангану, демонстрирует более успешные показатели: продано 263 автомобиля различных моделей, как официально ввезенные, так и неофициальные. Xiaomi также показывает рост, но не очень быстрый – за последние три месяца его выбрали 137 покупателей. BYD показывает результаты в два раза выше – 258 автомобилей.

Другие электромобили не демонстрируют значительных улучшений и сохраняют свои прежние показатели. Так, дилеры и поставщики BMW реализовали 51 электромобиль. Продавцы Porsche смогли найти по 15 покупателей на Macan, который был представлен в прошлом году на Пекинском автосалоне, и Taycan, продажи которого стартовали ранее. Tesla также не показывает выдающихся результатов, продав 142 автомобиля на все свои модели, включая 12 пикапов Cybertruck. Некоторые новые модели пока не привлекают внимания покупателей, например, Lixiang Mega (4 экземпляра). Geely EX5 показал неплохие результаты: за III квартал было продано 97 экземпляров, доставленных всеми возможными способами.

В заключение хочется отметить позитивное событие: в статистику вошел Eonyx М2. В сентябре его выбрали два юридических лица и один физический. Пожелаем успехов новому начинанию Автотора, несмотря на то, что выход на рынок был задержан на два года. Официальных конкурентов у этой модели пока нет.

В итоге, сложилась такая ситуация с электромобилями. Пожалуйста, поделитесь в комментариях, какие перспективы у них в связи с введением новых правил утилизационного сбора – есть ли у них шанс и как быстро прекратятся продажи Zeekr.

Zeekr 001, фото из объявлений на Дроме