
Как прошел автосалон в Шанхае — 2025

Chery Tiggo 9L
Придя на автобусе к выставочному центру, я увидел настоящее оживление: журналисты перемещаются между павильонами, операторы с камерами в руках бегут за ними. Гром толпы усиливается по мере приближения, сливаясь в неразборчивый шум. Здесь собралась, кажется, половина Китая. Это первый пресс-день моторшоу.
Пройдя проверку и сканирование лица, я оказался внутри. Однако чувство предвкушения праздника быстро исчезло: по стендам выставлены машины, которые… я уже много раз видел. И не на рендерах или шпионских фото — эти модели давно курсируют по улицам. Зачем их привезли на автосалон? Даже представители брендов не смогли дать мне ответа.
Выставка вовсе не плоха. Нежданные сюрпризы ожидали меня там, где их не
я ожидал, и в итоге уйти из неё не хотелось.
Европейские компании на выставке разочаровали. Не ознакомившись заранее с заявлениями, ждал настоящих нововведений, но в итоге европейские фирмы повторили решения китайских конкурентов.
Volkswagen представил для Китая три модели, спроектированные специально для этого рынка: седан ID.AURA и кроссоверы ID.EVO и ID.ERA.
В этих автомобилях учтены предпочтения китайских покупателей: современный дизайн в китайском стиле, гибридные и электрические силовые установки, большие цифровые дисплеи и множество систем помощи водителю.

Volkswagen ID.AURA
Эти автомобили предназначены только для китайского рынка. Компания пытается сохранить свои позиции в трудных обстоятельствах, но разве это ожидаемо от Volkswagen? Я искренне надеялся увидеть замену снятым с производства Arteon и Passat. Вместо этого показали три абсолютно одинаковые модели: без эмблемы их невозможно отличить от продукции других производителей.

Volkswagen ID. EVO
Не только я разделяю подобное мнение. Многие европейские журналисты, приехавшие в Шанхай, с немым удивлением обходили машины и пытались разобраться, что это такое и что компания вообще создала.
Audi тоже столкнулась с трудностями. Ответ компании — электромобиль E5 SportbackМол touted as a breakthrough in design, impresses technically: several powertrain options ranging from 299 to 787 horsepower, acceleration to 100 km/h in 3.4 seconds for the top version, and a range of up to 770 km— certainly impressive!

AUDI E5 Sportback
Дизайн этой модели выглядит странно среди привычных линий Audi. Я растерялся, подумав, что зашел в неверный стенд. Только после того, как осмотрелся и увидел логотипы, понял — это действительно новая Audi, которая вызвала много споров среди поклонников марки.

AUDI E5 Sportback
История автомобилестроения знает случаи, когда спорные модели становились популярными. В случае с E5 Sportback Audi предстоит объяснить свою новую дизайн-философию. Возможно, компания решила опережать тренды, но пока складывается впечатление, что маркетологам придется постараться, чтобы убедить покупателей в правильности выбора.

AUDI E5 Sportback
Из европейцев лишь Porsche сумел несколько улучшить положение дел. На автомобильный салон фирма привезила лимитированный кабриолет 911 Spirit 70В основе — стандартный GTS-кабриолет необычного цвета с тканевым салоном и несколькими косметическими улучшениями. На первый взгляд, ничего особенного. Однако привлекает другое: в отличие от других экспозиций, здесь свободно перемещаются настоящие инженеры и представители марки из Штутгарта, рассказывающие о каждой особенности новинки с энтузиазмом.

Porsche 911 Spirit 70
Кроме того, компания позаботилась о необычном визуальном оформлении стенда, возможно, единственная сделала это. Современные Cayenne и Panamera здесь соседствуют с легендарными моделями: 911 GT1, Porsche 911 Dakar и другими историческими машинами. Другие бренды тоже привезли по 1–2 автомобиля из прошлого.

Porsche 911 Spirit 70
У Porsche получился уникальный музей, в котором можно увидеть развитие спортивных моделей. Жаль, что толпы журналистов и плотный график пресс-дней не позволяют насладиться выставкой: хочется изучить каждый экспонат, но времени катастрофически мало.

Porsche 911 Spirit 70
В Шанхае особенно хорошо себя чувствовали китайские производители автомобилей. Так, компания Changan выставила на показ несколько моделей, включая гибридный кроссовер. Qiyuan Q07 С запасом хода в 1400 км выпускается также седан Qiyuan A06 и внедорожник повышенной проходимости Changan Deepal G318. Если же учитывать привлекательность, то с большим отрывом лидирует электрический лифтбек Avatr 06.

Changan Qiyuan Q07
Главным аттракционом этого выставочного стенда стал электромобиль. лифтбек Avatr 06 Новый автомобиль – результат сотрудничества с технологическими компаниями Huawei и CATL. У него хорошие шансы выйти на российский рынок. Changan собирается выпустить еще 12 автомобилей в следующем году, а за следующие пять лет – более 45 моделей.

Avatr 06
Ещё один приятный сюрприз — Zeekr, смело ставящий перед собой задачу покорить сегмент люксовых кроссоверов. новинка 9X Открыто бросает вызов Rolls-Royce. Давайте будем реалистами: кто может позволить себе «британца» (и хочет его), вряд ли променяют статусную машину на китайскую, даже самую технологичную. При цене топовой версии около 140 тысяч долларов это выглядит скорее красивым жестом, чем реальной угрозой.

Zeekr 9X
Владельцы Zeekr 001 и 007 вряд ли совершат такую покупку. Потребители Rolls-Royce останутся верны британскому бренду не из-за превосходства качества, а по привычке. Технологичность, динамика, новаторские решения — все это пока не является приоритетом в этом сегменте.
Есть и обратная сторона ситуации. Появление 9X может заставить британского производителя либо беспокоиться, либо наконец обратить внимание на давние проблемы, о которых годами жалуются их клиенты. Здоровая конкуренция всегда приносит пользу.

Zeekr 9X
Пройдя по автосалону еще пару часов, я ощутил себя полностью измотанным. Ноги гудели от усталости, спина ныла под тяжестью рюкзака, а телефон демонстрировал безжалостные 20 тысяч шагов — весь день я провел на ногах без единого перерыва. В тот момент принял единственно верное решение — закончить осмотр и вернуться завтра со свежими силами.
Некоторые интересные модели так и не смогли попасть к широкой публике, поскольку часть экспонатов в первый день была представлена только избранным гостям на закрытых презентациях. Стоять и ждать, когда откроют доступ поближе, не хотелось — времени уже не хватало.
По пути к отелю я пытался понять первые ощущения. Шанхайский автосалон — настоящий мегаполис, где даже с картой легко заблудиться в бесконечных павильонах. Нужно быть готовым протискиваться сквозь толпы блогеров, снимающих обзоры, и выстаивать очереди, чтобы просто посидеть в салоне понравившейся модели. Главный урок первого дня — обязательно изучать список премьер заранее, а не надеяться случайно найти что-нибудь интересное.
Второго дня я направился к стендам китайских компаний. Разница была очевидной: больше посетителей, чем у европейских марок. Концепт особенно поразил. Chery Tiggo 9LПредставленный автомобиль резко выделялся из обычных городских кроссоверов данной марки. Впечатляло сочетание агрессивности Tank 500 и классики Land Rover Defender: массивный и стильный дизайн.

Chery Tiggo 9L
Больше всего смутила концепция маркетинга. Для кого предназначен этот автомобиль? Трудно представить себе такого покупателя — серьезного мужчину, который выберет позиционируемый как семейный кроссовер Chery Tiggo, невзирая на его агрессивный внешний вид.

Chery Tiggo 9L
Технические характеристики пока скрыты — вероятнее всего, это гибридная модель. Салон поразил: цифровые панели, системы с искусственным интеллектом, даже «режим краба». Популярность машины огромна — к ней тяжело пробиться. Надеюсь, эта модель появится в России, очень интересно увидеть ее и испытать в условиях нашего мегаполиса.
Осмотревшись дальше, я добрался до стенда Hongqi, которого не удалось увидеть в первый день. Ух ты! Здесь представлено летающее устройство (пока, правда, концепт). Tiannian 1Не знаю, получится ли массовое производство, но это впечатляет!

Hongqi Tiannian 1
Идея интересна: только капсула с людьми поднимается в воздух, а шасси остается на земле. Запас энергии позволяет лететь 200 километров. Возможно, это будет летающее такси! Напоминает фильм «Пятый элемент», правда… зачем тогда автомобильная платформа? С этим не смогли объясниться на стенде. Первые испытания обещают до конца года. Остальные экспонаты Hongqi уже продаются в Китае. Был еще новый внедорожник Hongqi Off-road, но, как я понял, это пока макет, далекий от финального воплощения.
На стенде MG представили квадратный кроссовер Cyber XНеприятие мне внушает нынешняя мода на угловатые формы, но любителям футуристичного дизайна такое наверняка понравится. С техническими характеристиками пока не известно — скорее всего, это будет гибрид или электрокар. В то же время фары красиво выезжают — спорное решение для холодных регионов (хотя «слепые» 323-е «мазда» были популярны по всей России), но выглядит эффектно.

MG Cyber X
Ora показала электрический универсалС технической точки зрения он будет похож на седан: мощность 204 лошадиных силы при переднем или 408 лошадиных сил при полном приводе. Дизайн представляет собой компромисс между «Жуком» и первой «Панамерой». Начальные продажи запланированы на 2025 год.

Ora Lightning Cat
После небольшого обхода мне удалось понять, что не нравилось во многих представленных моделях, особенно бюджетного класса. Chery Tiggo 9L может похвастаться ярким дизайном, но многие китайские бренды страдают отсутствием индивидуальности. Это стало ясно при виде кроссовера Yueyi 07 от Bestune. Дизайн напомнил Q07, будто его показали как шутку.

Bestune Yueyi 07
К обеду понял вторую роковую ошибку — забыл взять перекус. Толпы в пресс-день были огромными, когда пустили всех желающих, стало совсем тесно. На территории было несколько кафе, но, гуляя по Шанхаю, так насмотрелся на стритфуд, что побоялся воспользоваться: не хотелось получить жареную куриную лапу в хлебе.
После обеда решил посмотреть «убийцу 911» от BYD (под маркой Denza). Впечатления не ждал особенных. Сколько машин претендовали на этот титул — и где все они теперь? Купе Z странным образом напоминает гибрид Lamborghini Aventador и Aston Martin DB12. Информации мало: известно лишь, что электроустановка выдает 544 л.с., а первую сотню автомобиль набирает за 3,2 секунды. Просят за электрокар 300 тыс. юаней. Если доберется до России, вероятно, будет стоить около 6 млн руб.

BYD Denza Z
Пропустить премьеру BYD невозможно: удлиненная версия кроссовера Yangwang U8L — явно для состоятельных людей. Почему? Капот украшен 24-каратным золотом. Интересно, что произойдет, если оставить такую машину на ночь в промзоне.

BYD Yangwang U8L
Перед отъездом последнюю машину, которую удалось посмотреть, был обновленный. Voyah Free+Под капотом установлен традиционный гибридный агрегат: 1,5-литровый двигатель-генератор и два электромотора общей мощностью 483 л.с. Разгон до сотни занимает 4,4 секунды, максимальная скорость — 210 км/ч. Для российского рынка подготовлена также электрическая модификация. Это неплохой апгрейд для трёхлетней модели. Однако, учитывая стремительное развитие китайских автопроизводителей, этого может оказаться мало, особенно если сравнивать с новыми моделями таких брендов как BYD или Geely.

Voyah Free+
Второй день автосалона приближался к завершению, посетители постепенно разъезжали – значит, мне пора собираться в аэропорт. Картина ясна: европейские производители сталкиваются с серьёзными трудностями в продажах, и только бюрократические препятствия останавливают китайских брендов от захвата мирового рынка. Китайские автомобили уже ничем не уступают европейским – они становятся надежнее, комфортнее и технологичнее ежегодно, хотя проблема узнаваемости дизайна многих моделей всё ещё сохраняется.
Европейским компаниям предстоит непростая задача: сохранить свои позиции или предотвратить банкротство из-за китайской экспансии. А я буду ждать следующего года и моторшоу в Пекине. Сейчас живых автосалонов немного, да… и большинство в Китае.
Авторы
Теги