
Современные автомобили всё больше напоминают смартфоны, поскольку обновления программного обеспечения теперь доставляются через систему OTA, автоматически и с использованием интернет-соединения. Это позволяет дистанционно добавлять новые функции, устранять ошибки и повышать безопасность без необходимости посещения сервисного центра. Однако, вместе с удобством возникают и риски: не все обновления приносят пользу, а порой они даже ухудшают параметры автомобиля, и это происходит без уведомления владельца.
Tesla, BMW, Mercedes, Audi и Volkswagen уже применяют аналогичную систему обновлений. Так, в Audi некоторые функции, такие как светодиодные фары, навигация или парктроник, можно активировать по подписке. Эти функции уже предусмотрены в автомобиле, но предоставляются за дополнительную плату. Годовая подписка на фары обойдется примерно в 260 евро (20 000 рублей), а приобретение пожизненного доступа – свыше 1300 евро. Навигация стоит от 600 до 3000 евро. Активация происходит через аккаунт владельца, без необходимости посещения дилерского центра. Это удобно, однако превращает автомобиль в платформу для продажи дополнительных возможностей.
Существуют и менее очевидные недостатки. Так, в 2019 году у Tesla после обновления неожиданным образом сократился запас хода и увеличилось время зарядки. Китайская компания Xpeng также применяла OTA-обновления для устранения неполадок, не прибегая к официальным отзывам, что позволяло скрыть возникшие проблемы. Владельцы машин зачастую даже не осведомлены о конкретных изменениях, внесенных в их транспортное средство, по информации 110km.ru.
По мнению экспертов, производители обязаны обеспечивать прозрачность своих действий. Водитель должен быть в курсе устанавливаемых обновлений, иметь возможность отказаться от них, не теряя при этом функциональность, а система должна быть защищена от несанкционированного доступа. Для достижения этой цели существует международный стандарт Common Criteria, однако большинство компаний пока не применяют его. Обновления по воздуху – это перспектива развития, но она должна служить интересам водителя, а не производителя.