

Авто с вариатором, фото: vozbox.ru
В России бесступенчатые трансмиссии традиционно воспринимаются с опаской. Слово «вариатор» вызывает у многих негативные ассоциации: поломки, перегрев, дорогостоящий ремонт. Такой подход особенно актуален по отношению к автомобилям Nissan и Mitsubishi.
Популярное мнение утверждает: вариатор – ненадежный, быстро изнашиваемый и дорогой в обслуживании агрегат. Основой этих убеждений служат не личный опыт, а интернет-слухи. Кто-то где-то что-то прочитал, пересказал – и сформировался устойчивый образ «неустойчивой коробки передач».
Обратимся к фактам. Многие автомобили Nissan и Mitsubishi комплектуются вариатором Jatco и достаточно мощными двигателями. Тем не менее, машины с пробегом за 250-300 тысяч километров встречаются часто. Возникает вопрос: если вариатор действительно так дефективен, как же эти авто до сих пор эксплуатируются? Как часто его ремонтируют? Или всё дело в стиле вождения и отношении к техническому обслуживанию?
Критики приводят сокращение ресурса CVT главным образом из-за городских пробок. Впрочем, как показывает практика, любая техника нуждается в правильной эксплуатации. Небрежное обращение может повредить и автомат, и механику. Владелец автосервиса сообщил порталу vozbox.ru в интервью, что при своевременной замене масла и умеренной нагрузке вариатор служит не менее долго, чем другие трансмиссии.
Многие водители забывают, или не знают, что вариаторные трансмиссии плохо переносят большие нагрузки, особенно при буксировке. Попытка вытащить из снега застрявшую машину или буксировать на тросе большой внедорожник — прямой путь к поломке. В официальных рекомендациях говорится, что буксировка допустима только со скоростью до 30 км/ч, но кто читает инструкцию?
Вариатор — это сравнительно простой механизм. Внутри него нет привычных шестернях, а два конических шкива и металлическая цепь (не резиновый ремешок). Цепь достаточно прочная, её сложно порвать или растянуть. Однако при неверном обращении всё возможно.
Опасным случаем является резкое ускорение при переходе с льда на сухую дорогу. Такая нагрузка может повредить как вариатор, так и классическую автоматическую коробку передач.
В России кроссоверы часто считаются настоящими внедорожниками, хотя у машин с вариатором, таких как Mitsubishi Outlander, есть ограничения. Песок, снег, разбитая грунтовка — не проблема. Но болото, вязкая глина или глубокий рыхлый снег — опасность. Попытки выбраться из западни с буксующими колесами приводят к перегреву и поломке трансмиссии.
В подобных ситуациях не стоит проявлять героизм. Вместо того чтобы буксовать, целесообразно достать лопату, подложить ветки под ведущие колеса или приподнять машину домкратом.
На бездорожье главный недостаток вариатора – невозможность привести машину в движение с помощью рычажных колебаний. В то время как механика позволяет двигаться взад-вперед для выхода из затруднительной ситуации, вариатор нуждается в аккуратном управлении: плавное движение, минимальные обороты, без резких маневров. А если начать интенсивно разгоняться в панике – перегрев CVT и поломка неизбежны.
Многие сетуют на посредственную динамику машин с вариатором. Всё из-за отсутствия привычных толчков при переключениях передач. Разгон плавный, и мозг воспринимает это как вялость. Чтобы исправить такой эффект, Jatco даже добавила искусственные рывки — для ощущения водителем переключений коробки передач.
Вариатор, как и любой автомат, требует регулярной замены масла – примерно каждые 60 тысяч километров (для классических автоматов интервал немного больше – около 90 тысяч). Важно использовать только масло, рекомендованное производителем. Любые альтернативные жидкости могут привести к дорогостоящему ремонту, ответственность за который никто не возьмёт на себя.
Ремонт вариатора раньше воспринимался как сложный и дорогой процесс из-за редких сервисных центров, квалифицированных специалистов и недостатка запчастей. Сейчас ситуация изменилась: появилось больше сервисов и специалистов, а конструкция вариаторов стала проще по сравнению с автоматами.
Водители всё чаще выбирают новые машины вместо б/у с вариаторами из-за опасений по поводу ненадёжности таких коробок передач после 150 тысяч километров пробега.