Влияние запрета на японские автомобили на рынок

VozBox  » Новости »  Влияние запрета на японские автомобили на рынок

Мы часто критикуем наше правительство, которое пытается облегчить жизнь россиянам, владеющим автомобилями, но налагая дополнительные сборы и препятствуя развитию бизнеса.
На прошлой неделе «помощь» пришла с неожиданной стороны — из Японии, где продажа автомобилей является важной частью жизни многих жителей Дальнего Востока. Речь идет о скандальном проекте запрета экспорта машин в Россию. Детали этого проекта были опубликованы ведущими японскими изданиями: The Japan Times, Japan Today, Yomiuri. Потом сам факт возможности санкций подтвердил министр экономики, торговли и промышленности Японии Ясутоси Нисимура.
мы уже разобралиТеперь рассмотрим общеэкономические риски этого явления.

В России могут ограничить продажу автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра, а также гибридов и электромобилей. Неясно, распространится ли запрет на новые и подержанные машины.

В январе-июне в России зарегистрировали 401 566 новых машин, выпущенных в 2023, 2022 или 2021 году. Из этого числа из Японии завезли 8634 автомобиля, все без исключения — неофициально, так как японские автопроизводители прекратили импорт в Россию.

Руль у подавляющего большинства импортных японских автомобилей находится слева. Это подтверждает вторичный рынок как признак праворульных машин. Леворульные машины преобладают: 7293 образца против 1341. Из 8634 единиц сразу исключаем 12 электромобилей и 488 гибридов. Также отбрасываем восемь машин, о которых нет сведений в базе ГИБДД по силовой установке. Из оставшихся — подавляющее большинство бензиновых: 6527 штук. Из них 6098 авто имеют рабочий объем двигателя менее 1,9 л и не попадают под запрет. У дизелей ситуация обратная: из 1599 образцов под запрет попадают 1598, то есть практически все.

В случае введения Японией санкций поставки новых автомобилей на российский рынок сократятся на 29%, или почти на треть, потеря составит 2,5 тысячи машин за первое полугодие. Из японских автомобилей без пробега по России под санкции попадает более половины, то есть 51%. В 2022 году в РФ было ввезено 213 тысяч таких машин. Учитывая рост на 32% в 2022 году и сохранение тренда в первом полугодии 2023 года, количество санкционных машин за январь-июнь 2023 года составит примерно 67 тысяч.

Потенциальные потери значительны. Сможет ли дальневосточный бизнес их компенсировать? К сожалению, нет. Несмотря на то что многие торговцы уже повысили долю поставок из Китая, рынок упадет даже до введения японских санкций — из-за повышения утилитационного сбора, назначенного на 1 августа.
Предположим, что на Дальнем Востоке возникнет новый вид бизнеса, для которого будут привлекать всех жителей региона, включая пожилых людей, утративших способность передвигаться самостоятельно. Правительство разрешило купить одну машину физическому лицу по льготной ставке с условием, что она не будет продана в течение года.
Представьте: бабушки и дедушки за небольшую надбавку к пенсии будут выдавать доверенности на покупку и эксплуатацию японских автомобилей. Сдержит ли это рост цен? Вряд ли. По данным Дрома, после новостей об индексации утилитационного сбора цены на вторичном рынке выросли в среднем на 100 000 рублей. Вспоминается фраза героя из фильма «Чапаев»: «Ну прямо карусель получается: белые пришли — грабят, красные пришли — грабят. Ну и куда крестьянину податься?»

Фото Toyota Land Cruiser Prado из объявлений на сайте Drom.