Эксперт Марголин считает, что удержание ключевой ставки Центробанка России не скажется на спросе на автомобили.
Специалисты рассказали о влиянии фиксированной процентной ставки на автомобильные продажи и предоставили рекомендации дилерским центрам по стимулированию покупательской активности.
Центральный банк Российской Федерации оставил процентную ставку равной 21%. сообщении Ранее подобный прогноз делали специалисты. РБК.
Как ключевая ставка влияет на авторынок
Размер ставки непосредственно сказывается на автокредитах: чем он выше, тем сложнее банкам получать средства, а значит, клиентам придется платить большую процентную ставку.
Генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк подчеркнула, что поддержание ключевой ставки уменьшает возможность получения автокредитов, в первую очередь для среднего класса – основной группы покупателей новых автомобилей.
Высокая ставка подстегивает инфляционные ожидания: ЦБ, держа ставку на максимуме продолжительное время, может спровоцировать откладывание крупных покупок со стороны покупателей из-за опасений по поводу роста цен или потери доходов. В результате рынок замедлятся, а его восстановление напрямую зависит от смягчения монетарной политики, как подчеркнула эксперт.
Руководитель продаж «еКредит» Никита Марголин объяснил, что ключевая ставка не является главным фактором, ограничивающим потребительский спрос. Даже ее снижение на 1–2% вряд ли сможет существенно повлиять на продажи новых автомобилей.
Производители и дистрибьюторы в настоящее время субсидируют большую часть продаж, из-за чего доля кредитных продаж остается на уровне 75–85%, отметил Марголин.
Какой эффект окажет сохранение ставки на уровне 21% на автомобильный рынок?
Высокая стоимость автокредитов при ключевой ставке 21% не позволит многим приобрести новые машины. Это может сократить спрос на автомобили, особенно средних и бюджетных моделей, где заёмные средства популярны, отметила Франк.
Автодилеры могли бы активнее предлагать скидки, рассрочку или программы утилизации для стимуляции продаж. Часть покупателей может перейти на рынок подержанных автомобилей, где можно обойтись без кредита или взять меньшую сумму. Производители и импортеры могут замедлить выпуск новых моделей из-за рисков низкого спроса.
Марголин отметил, что дилерам при неизменной ставке необходимо продолжать управлять запасами автомобилей, сокращая потери.
Волатильный курс национальной валюты оказывает давление на авторынок. Потребители ждут снижения цен и вкладывают средства в банки под высокие проценты.
Это формирует отложенный спрос, который рано или поздно приведет к оживлению рынка, считает эксперт.
Что будет с авторынком в среднесрочной перспективе
Франк полагает, что в среднесрочной перспективе рынок может зайти в тупик из-за высоких ставок. Это снизит активность частных клиентов, а продажи корпоративным заказчикам (например, таксопаркам или компаниям) не смогут компенсировать этот спад.
Конкуренция между дилерами усиливается: некоторые могут покинуть рынок или сократить свои представительства. Банки могут смягчать условия автокредитов, например, увеличивая сроки выплат, но это лишь частично снизит нагрузку на заемщиков. Возможно, станут чаще применяться программы trade-in, считает эксперт.