Владелец автосалона объясняет, зачем Китаю российское автомобилестроение

VozBox  » Новости »  Владелец автосалона объясняет, зачем Китаю российское автомобилестроение

Китайские автомобили заняли заметную долю российского рынка, но серьёзных инвестиций со стороны китайских производителей пока не наблюдается. Несмотря на спрос, компании не спешат строить заводы, вкладываться в инфраструктуру или полностью локализовать сборку. Владелец сети автосалонов в интервью порталу vozbox.ru считает, что поведение компаний больше похоже на изучение рынка, чем на стратегическое партнерство.


Возникает ощущение, что автопром Китая не ставит Россию в приоритет. Только Haval функционирует в РФ со своим заводом, остальные могут покинуть рынок без колебаний. В то же время продолжаем возлагать надежды на внешнюю поддержку, как будто кто-то извне способен с нуля организовать производство здесь. Эта тенденция длительное время препятствует развитию отечественного промышленного сектора.


История развивается с пугающим постоянством. В девяностых убедили в том, что создание автомобилей своими силами — утопия. Поверил этому и стали ждать «спасителей» сначала с Запада, теперь — из Китая. Но каждый раз происходит одно: краткосрочная выгода без долгосрочных обязательств.


Россия неоднократно обращалась к зарубежным партнерам с целью развития собственного автомобилестроения. Ранее такие ожидания связывали с Америкой, Европой, Японией и Южной Кореей. В большинстве случаев иностранные компании легко ушли из РФ, не оставив устойчивой инфраструктуры или значительных инвестиций в локализацию. Тем не менее, в подходе российских чиновников никаких существенных изменений не произошло.


Китай сейчас находится в центре внимания и вызывает много надежд. В отличие от прошлых временных союзников, Китай – это прагматичный игрок. С 90-х годов КНР формирует модель экономического роста через привлечение иностранных технологий, но только для достижения максимальной самодостаточности. Эта стратегия сработала: сегодня китайская автомобильная промышленность может конкурировать на мировом уровне и больше не зависит от внешних субсидий.


Китайские производители считают российский рынок не приоритетным для развития. Россия пока не создаёт условий, обеспечивающих долгосрочную прибыль и стабильность. Кроме того, фактор санкционной нестабильности делает участие в российских проектах рискованным – Китай стремится избежать вторичных санкций и сохранения доступа к глобальным рынкам ради кратковременной выгоды.


Китайские бренды воспринимают Россию в основном как удобный путь продажи своих товаров, а не как надёжного партнёра. Без существенных поощрений и гарантий долгосрочного взаимодействия масштабные инвестиции в инфраструктуру маловероятны. Россия рассчитывает на внешнюю помощь, тогда как Китай поступает расчетливо — приходит, когда это выгодно, и уходит без прощания.


Китайские автомобили всё чаще встречаются на российских дорогах, но крупные китайские производители пока не спешат осваивать рынок серьёзно. Активность проявляют в основном малоизвестные марки, ограничиваясь поверхностным присутствием – сборка готовых машинокомплектов без глубокой локализации.


Эти компании не заинтересованы в долгосрочных инвестициях и не обращают внимания на просьбы российской стороны о развитии полноценного производства. Требования по локализации игнорируются, масштабных проектов нет и не предвидится. Работают по принципу: «в любой момент можем уйти». Китайские производители не стремятся к долгосрочным обязательствам: большинство контрактов с дилерами составляются лишь на ограниченный срок.


Такой подход указывает на главное: китайские автопроизводители предпочитают действовать максимально осторожно, избегая рисков и сохраняя возможность быстро корректировать курс. При изменении ситуации – будь то политический климат, экономика или логистика – готовы без колебаний прекратить деятельность и покинуть российский рынок с минимальными потерями.