
Китайские автомобили заняли заметную долю российского рынка, но серьёзных инвестиций со стороны китайских производителей пока не наблюдается. Несмотря на спрос, компании не спешат строить заводы, вкладываться в инфраструктуру или полностью локализовать сборку. Владелец сети автосалонов в интервью порталу vozbox.ru считает, что поведение компаний больше похоже на изучение рынка, чем на стратегическое партнерство.
Возникает ощущение, что автопром Китая не ставит Россию в приоритет. Только Haval функционирует в РФ со своим заводом, остальные могут покинуть рынок без колебаний. В то же время продолжаем возлагать надежды на внешнюю поддержку, как будто кто-то извне способен с нуля организовать производство здесь. Эта тенденция длительное время препятствует развитию отечественного промышленного сектора.
История развивается с пугающим постоянством. В девяностых убедили в том, что создание автомобилей своими силами — утопия. Поверил этому и стали ждать «спасителей» сначала с Запада, теперь — из Китая. Но каждый раз происходит одно: краткосрочная выгода без долгосрочных обязательств.
Россия неоднократно обращалась к зарубежным партнерам с целью развития собственного автомобилестроения. Ранее такие ожидания связывали с Америкой, Европой, Японией и Южной Кореей. В большинстве случаев иностранные компании легко ушли из РФ, не оставив устойчивой инфраструктуры или значительных инвестиций в локализацию. Тем не менее, в подходе российских чиновников никаких существенных изменений не произошло.
Китай сейчас находится в центре внимания и вызывает много надежд. В отличие от прошлых временных союзников, Китай – это прагматичный игрок. С 90-х годов КНР формирует модель экономического роста через привлечение иностранных технологий, но только для достижения максимальной самодостаточности. Эта стратегия сработала: сегодня китайская автомобильная промышленность может конкурировать на мировом уровне и больше не зависит от внешних субсидий.
Китайские производители считают российский рынок не приоритетным для развития. Россия пока не создаёт условий, обеспечивающих долгосрочную прибыль и стабильность. Кроме того, фактор санкционной нестабильности делает участие в российских проектах рискованным – Китай стремится избежать вторичных санкций и сохранения доступа к глобальным рынкам ради кратковременной выгоды.
Китайские бренды воспринимают Россию в основном как удобный путь продажи своих товаров, а не как надёжного партнёра. Без существенных поощрений и гарантий долгосрочного взаимодействия масштабные инвестиции в инфраструктуру маловероятны. Россия рассчитывает на внешнюю помощь, тогда как Китай поступает расчетливо — приходит, когда это выгодно, и уходит без прощания.
Китайские автомобили всё чаще встречаются на российских дорогах, но крупные китайские производители пока не спешат осваивать рынок серьёзно. Активность проявляют в основном малоизвестные марки, ограничиваясь поверхностным присутствием – сборка готовых машинокомплектов без глубокой локализации.
Эти компании не заинтересованы в долгосрочных инвестициях и не обращают внимания на просьбы российской стороны о развитии полноценного производства. Требования по локализации игнорируются, масштабных проектов нет и не предвидится. Работают по принципу: «в любой момент можем уйти». Китайские производители не стремятся к долгосрочным обязательствам: большинство контрактов с дилерами составляются лишь на ограниченный срок.
Такой подход указывает на главное: китайские автопроизводители предпочитают действовать максимально осторожно, избегая рисков и сохраняя возможность быстро корректировать курс. При изменении ситуации – будь то политический климат, экономика или логистика – готовы без колебаний прекратить деятельность и покинуть российский рынок с минимальными потерями.