Владелец автосалона о причинах отсутствия интереса к российскому рынку со стороны китайских производителей

VozBox  » Новости »  Владелец автосалона о причинах отсутствия интереса к российскому рынку со стороны китайских производителей

Конвейер Geely, фото: vozbox.ru

Китайские автомобили успешно заняли заметную долю российского рынка, однако полноценного участия китайских производителей на российской территории до сих пор не наблюдается. Несмотря на стабильный спрос, компании из КНР не стремятся к строительству заводов в России, инвестициям в инфраструктуру или полной локализации производства. По словам владельца сети автосалонов в интервью порталу vozbox.ru, их действия больше напоминают проверку ситуации, чем стратегическое сотрудничество.


Возникает ощущение, что автомобильная промышленность Китая не ставит Россию в приоритет. Только Haval построил завод в России, а остальные могут покинуть рынок в любой момент. Вместе с тем продолжаем рассчитывать на внешнюю поддержку, как будто кто-то извне сможет полностью организовать производство с нуля. Такая тенденция уже продолжительное время тормозит развитие российской промышленности.


История преподносит повторение пугающим образом. В девяностых убедили нас, что создание автомобилей собственными силами — мечта нереалистичная. Поверили и стали ожидать «спасителей» сначала с Запада, теперь — из Китая. Но каждый раз получается одно и то же: кратковременная выгода без долгосрочных обязательств.


Россия неоднократно рассчитывала на зарубежных партнёров для развития собственного автопрома. Раньше подобные надежды связывались с Америкой, Европой, Японией и Южной Кореей. Однако большинство иностранных компаний без труда ушли из РФ, не оставив прочных структур или значительных инвестиций в локализацию. При этом основные подходы российских чиновников не изменились.


В настоящее время особое внимание уделяется Китаю, к которому возлагаются большие надежды. Однако в отличие от прошлых временных союзников Китай — игрок с прагматичным подходом. С 90-х годов КНР строил модель экономического роста путем привлечения иностранных технологий, но лишь для достижения максимальной самодостаточности. Эта стратегия себя оправдала: сегодня китайская автомобильная промышленность способна конкурировать на мировом рынке и не нуждается в внешней помощи.


Китайские производители считают российский рынок не главным для своего развития. Это связано с отсутствием условий, обеспечивающих долгосрочную прибыль и стабильность. Также фактор санкционной неопределенности делает участие в российских проектах рискованным – Китай не хочет попадать под вторичные санкции и лишаться доступа к глобальным рынкам ради краткосрочной выгоды.


Китайские бренды видят Россию прежде всего как удобный рынок сбыта, а не как надёжного партнёра. Без серьёзных стимулов и гарантий долгосрочного сотрудничества больших вложений в инфраструктуру ждать не стоит. Россия верит в чудо извне, а Китай действует прагматично — появляется тогда, когда выгодно, и уходит без лишних слов.


Китайские автомобили всё чаще встречаются на российских улицах, но крупные производители из КНР пока не спешат серьёзно осваивать российский рынок. Вместо этого активность проявляют малоизвестные марки, ограничиваясь поверхностным присутствием, часто сборкой готовых машинокомплектов без глубокой локализации.


Эти компании не заинтересованы в долгосрочных инвестициях и игнорируют призывы российской стороны развивать полноценное производство. Требования по локализации остаются без ответа, а масштабных проектов всё так же нет. Работятся по принципу: «в любой момент можем уйти». Китайские производители не берут на себя долгосрочные обязательства: большинство контрактов с дилерами заключаются лишь на ограниченный срок.


Этот подход демонстрирует приоритет осторожности для китайских автопроизводителей: действия совершаются с минимальным риском и возможностью быстрой адаптации к изменениям. При трансформации политической, экономической или логистической обстановки компании готовы без промедления прекратить деятельность на российском рынке, минимизируя убытки.