Автозапчасти подорожают из-за госпошлины: что нужно знать

VozBox  » Новости »  Автозапчасти подорожают из-за госпошлины: что нужно знать

По словам эксперта Плисова, стоимость маркировки автозапчастей будет переложена на плечи потребителей
Новые пошлины затронут товары, прошедшие обязательную маркировку, в том числе некоторые ключевые автокомпоненты. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу

29 сентября 2025 года в Государственную Думу был внесен крупный пакет поправок

Когда и с кого возьмут пошлину

Согласно изменениям, представленным в Государственную Думу, сбор будет производиться за внесение информации в Государственный информационный системный реестр для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в двух ситуациях:

  • когда компании подают заявления на получение кодов маркировки;
  • когда вносят информацию о движении товаров, т.е. об их выпуске, продаже или перемещении.

О конкретном размере пошлины в проекте пока не сообщается — правительство должно будет определить её отдельным решением. Уже известно, что на начальном этапе нововведение затронет импортёров и оптовых поставщиков. В конечном итоге, дополнительные затраты переложатся на обычных потребителей, поскольку они будут включены в стоимость товаров, подлежащих маркировке.

На сегодняшний день самой масштабной в Российской Федерации системой обязательного нанесения кодов является «Честный знак». Она распространяется на десятки категорий товаров, включая автомобильные. С 1 сентября 2025 года в России стартовала маркировка автомобильных жидкостей — масел, антифризов и тормозных жидкостей. Также в системе давно присутствуют автомобильные шины. Продавцам, торгующим товарами без марки, грозят крупный штраф и конфискация товара.

Официально участие в системе «Честный знак» не требует финансовых вложений: предприниматели оплачивают только стоимость кода маркировки (50 копеек без включенного НДС). Тем не менее, это влечет за собой дополнительные расходы, связанные с получением электронной подписи, организацией электронного документооборота и приобретением двухмерного сканера.

В отношении автомобилей маркировка выполняется или будет внедрена по следующим пунктам:

  • шины — с 1 ноября 2024 года;
  • масла, антифризы, тормозная жидкость — с 1 сентября 2025 года начинают контролировать ввоз и производство;
  • фильтры, свечи, стекла — эксперимент с 25 февраля;
  • двигатели внутреннего сгорания, генераторы, подшипники — эксперимент с 1 ноября 2026 года.

Что будет после введения пошлины

  • прямую цену за каждый код маркировки;
  • процесс физической оклейки товаров;
  • траты на оборудование, его расходные материалы и обновление;
  • расходы на специализированное ПО;
  • издержки на содержание и дообучение персонала, включая IT-специалистов и складских работников.

«По словам эксперта, новая подборка станет шестым пунктом в этом перечне.

По мнению источника, новая законодательная инициатива, представленная в тексте документа, фактически предусматривает замену акцизов на маркировку. Важно отметить, что ранее акцизами облагались, например, алкогольные напитки, тогда как автозапчасти никогда не подлежали обложению.

«По словам эксперта, акцизная пошлина теперь распространяется на всю продукцию, прошедшую маркировку. В документе не указан размер новой пошлины, поэтому пока неизвестно, насколько вырастнут цены. Однако, увеличение стоимости неизбежно, поскольку все пошлины включаются в цену, которую платит потребитель.

Собеседник считает, что введение нового платежа за внесение информации в систему «Честный знак» создаст дополнительную финансовую нагрузку на предприятия и, как следствие, может повлечь за собой повышение цен для покупателей.

«По словам Плисова, оплата за маркировку уже производится различными путями, и теперь предлагают еще один способ.

«Она дает возможность отслеживать перемещение продукции, однако не подтверждает ее подлинность. «Честный знак» не исключает контрафактную продукцию, а QR-коды приобретаются и перепродаются, что позволяет наклеивать их на любые подделки. По мнению собеседника, это создает лишь дополнительную административную нагрузку на автомобильную отрасль и автомобилистов. Важно понять, как этот дополнительный сбор отразится на стоимости продукции.

Марина Плисова отметила, что положение дел ухудшается в связи с тем, что всё больше товарных групп подлежит обязательной маркировке. На данный момент маркируются преимущественно шины и технические жидкости, однако в скором времени перечень расширится ещё как минимум на десять новых категорий.

«В настоящее время наибольшие затраты, связанные с маркировкой, приходятся на процесс оклейки. До 80% товаров импортируются из других стран и не производятся на территории Российской Федерации. Оклейка за рубежом является дорогостоящей, а на складах временного хранения в России – еще более затратной, достигая 40 рублей за единицу товара среднего размера. По словам эксперта, когда начнется маркировка, например, свечей зажигания, стоимость возрастет еще больше, поскольку работа с мелкими изделиями представляет собой более сложный процесс.

Александр Воронцов