Что изменится для автомобилистов с новой маркировкой моторных масел в России

VozBox  » Новости »  Что изменится для автомобилистов с новой маркировкой моторных масел в России

По словам эксперта Плисова, сервисные центры прекращают приобретать моторные масла

Само решение о нанесении маркировки на моторные масла, антифризы и другие технические жидкости было принято постановлением правительства № 1683 от 30.11.2024. Регистрация участников в системе «Честный знак» началась с 1 марта 2025 года, а с 1 ноября текущего года ожидается введение запрета на отгрузку немаркированной продукции. С 1 сентября началась обязательная маркировка всех новых партий. По факту это первый обязательный этап работы с маркированным товаром.

Для чего это нужно

В 2017 году стартовала система маркировки товаров «Честный знак», предназначенная для отслеживания всех участников движения товара и защиты российского рынка от подделок. Эта защита реализуется путем нанесения на продукцию специальных DataMatrix-кодов на этапе производства или импорта до ввоза в страну. В сфере автомобильной промышленности благодаря маркировке уже удалось исключить или планируется к исключению контрафакт по следующим позициям:

Начиная с текущего месяца, автосервисы обязаны использовать продукцию с маркировкой, которая ранее применялась только для шин. Это касается моторных и трансмиссионных масел, тормозных жидкостей и антифризов.

Обязательной маркировкой теперь облагается автомобильная продукция, включенная в обновленный перечень:

  • 2710 19 820 0 — моторные масла, а также смазочные материалы для компрессоров и турбин;
  • 2710 19 880 0 — масла для шестерен и редукторов;
  • 3403 19 100 0 — смазочные материалы, содержащие не менее 70 масс. % нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (но не используемых в качестве основного компонента);
  • 3403 19 900 0 — смазочные составы, содержащие менее 70 масс. % нефти или продуктов ее переработки из битуминозных пород;
  • 3403 99 000 0 — смазочные вещества, не содержащие нефти или продуктов ее переработки, полученных из битуминозных пород;
  • 3819 00 000 0 — гидравлические тормозные жидкости и другие готовые жидкости для гидравлических систем, не содержащие или содержащие менее 70 масс. % нефти или продуктов ее переработки из битуминозных пород;
  • 3820 00 000 0 — антифризы и жидкости антиобледенительные готовые.

До 31 октября 2025 года торговые точки и оптовые склады, располагающие немаркированными автомобильными жидкостями на своих складах, должны самостоятельно обеспечить их маркировку. С 1 декабря 2025 года запрещена реализация немаркированных масел, антифризов и прочих автомобильных жидкостей. На данный момент действует уведомительный режим. С 1 апреля 2026 года система «Честный знак» установит прямой запрет с применением санкций.

К таковым относятся:

  • штраф для ИП — 5–10 тыс. руб.;
  • штраф для организаций — 50–300 тыс. руб. с конфискацией всей партии.

Подделка кодов влечет уголовное преследование, которое может выражаться в штрафах, достигающих 1 миллиона рублей, и лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Что происходит с импортом

По мнению Плисова, процедура маркировки автомобильных жидкостей пока не завершена. Также существует вероятность подорожание маркируемых товаров.

«Каждый товар из представленного перечня, включая моторное масло, тормозную жидкость и канистру антифриза, требует маркировки для таможенного оформления. Для продукции, создаваемой в странах ЕАЭС, некоторые производители уже внедрили маркировку непосредственно в процессе производства, однако их пока немного. Те, кто не организовал данный процесс на производстве, или складские запасы, которые в ближайшее время не будут промаркированы производителем, имеют два основных варианта: нанесение маркировки на промежуточном логистическом складе или на складе временного хранения (СВХ). Повышение стоимости единицы товара вследствие расходов на маркировку составляет от 10 до 42 рубля, не включая оплату выпуска кода (69 копеек с НДС) в ЦРПТ», — уточнил член правления Союза автосервисов.

Представители ЦРПТ утверждают, что наличие маркировки не оказывает влияния на стоимость товаров, ссылаясь на опыт работы с 31 группой товаров. Затраты на нанесение кода маркировки являются фиксированными и равны 50 копеек. По данным расчетов, проведенных НИФИ Минфина, доля маркировки в общей стоимости продукции не превышает 1%, что меньше уровня инфляции.

«Исключение недобросовестных участников из рынка позволило компаниям, действующим в соответствии с законом, увеличить свою долю и, соответственно, повысить доходы. По информации, предоставленной НИУ ВШЭ, совокупный прирост прибыли бизнеса за период функционирования данной системы достиг 687 млрд рублей, — так пояснили ситуацию в ЦРПТ.

Автомобилистам пока не стоит ожидать изменений: непромаркированные товары могут быть доступны в продаже до конца октября. По словам Плисова, у торговых сетей есть несколько месяцев, чтобы обозначить свою существующую продукцию и подготовить системы для законной продажи товаров с маркировкой.

По оценкам, предоставленным НИУ ВШЭ, с началом нового этапа, 26% производителей моторных масел начали действовать легально. Ранее на рынке насчитывалось 746 производителей, а в системе маркировки зарегистрировано уже 942 компании. Это свидетельствует об увеличении прозрачности и о том, что 196 компаний вышли из неформального сектора.

Существующая обстановка может привести к нехватке товаров и вызвать повышение стоимости.

«К середине августа многие торговые сети и автосервисы прекратили размещать заказы на товары, требующие маркировки. Это связано с тем, что, согласно законодательству, маркировать товар необходимо его владельцу. Следовательно, поставщик, получивший товар после 1 сентября на свой склад, обязан самостоятельно выполнить его маркировку. «Мы предполагаем, что вся продукция, которая в настоящее время поступает на склады и от оптовиков в магазины, должна быть уже промаркирована», – отметил Плисов.

Основные проблемы:

  • большинство торговых систем не настроены на работу с маркировкой;
  • физически не у всех есть необходимое оборудование и отработанные процессы;
  • возникают сложности со старыми остатками;
  • сложно определить дату производства на части товаров, где она закодирована или указана неявно.

Что будет дальше

По мнению специалистов, текущая обстановка на розничном рынке характеризуется стабильностью, поскольку внедрение маркировки осуществляется в тестовом режиме. Тем не менее, ввиду выявленных сложностей, уже разработан проект постановления, в проекте предлагается сдвинуть сроки введения обязанности по передаче данных о выводе из обращения посредством розничной продажи с использованием контрольно-кассового оборудования (ККТ) и обязанности по передаче информации об обороте смазочных материалов с 1 апреля 2026 года на октябрь этого же года.

По словам руководителя управления промышленными товарами ЦРПТ Тиграна Аветесяна, проект постановления, предусматривающего перенос сроков действия разрешительного режима для автомасел, технических жидкостей и антифризов с 1 апреля на 1 октября 2026 года, пока не утвержден и находится в разработке.

По словам Плисова, именно эта дата имеет принципиальное значение для покупателей: с этого момента вступает в силу разрешительная система, которая не позволит реализовать товар без положительного ответа системы государственной маркировки «Честный знак» на запрос о возможности продажи канистры масла.