

Катализатор в машине, фото: vozbox.ru
Некоторые автовладельцы, желая избежать затратной замены катализатора и оживить изношенный двигатель, применяют сомнительный метод: сверлят отверстия в этой ключевой детали выхлопной системы. Поверхностно идея кажется разумной: катализатор засорился, машина глохнет, теряется динамика, увеличивается расход топлива — зачем тратиться на замену, если можно проделать несколько дырок и вернуть мотору свободу?
По словам представителя ГАИ в разговоре с редакцией портала vozbox.ru, подобная «модификация» приносит больше проблем, чем пользы. Со временем катализатор забивается сажей, остатками масла и несгоревшим топливом, создавая препятствие для выхода выхлопных газов.
Каталитический нейтрализатор — не обычная деталь выхлопной системы автомобиля. Он фильтрует отработанные газы, нейтрализуя опасные соединения и снижая вред выхлопа для окружающей среды. В процессе работы он создаёт сопротивление потоку газов, что некоторые автолюбители считают сдерживающим фактором для потенциала двигателя. Хотя снижение мощности обычно незаметно, существует мнение, что доработка катализатора или установка пламегасителя повышает отзывчивость автомобиля на педаль газа.
Водитель часто сталкивается с выбором: купить новый катализатор, установить упрощенный аналог или попытаться восстановить старый путем сверления отверстий.
В Госавтоинспекции предупредили, что модификации, такие как пламегасители, «обманки» для лямбда-зондов или самодельное вмешательство в конструкцию нейтрализатора, могут временно помочь, но несут риск штрафов за нарушение техрегламента и проблем при техосмотре. Самым надёжным и дальновидным решением является полная замена катализатора на новый сертифицированный элемент.
Катализатор – не самое доступное звено выхлопной системы, срок службы которого обычно составляет 150–200 тысяч километров. По истечении этого срока эффективность его работы ощутимо снижается или он вовсе прекращает выполнять свою задачу. Не каждый водитель готов заплатить за новую деталь значительную сумму, и в стремлении сэкономить применяются спорные решения: кто-то устанавливает пламегаситель, а кто-то прибегает к радикальному методу – сверлению катализатора, надеясь продлить его жизнь.
Такая самостоятельная работа может вызвать негативные последствия. При сверлении старого катализатора внутренняя керамическая структура разрушается, образуя мелкодисперсную пыль с абразивными свойствами. Даже тщательное очищение не гарантирует полного удаления этих частиц. Если они попадут в камеру сгорания, произойдет ускоренный износ стенок цилиндров, поршней и колец. Это приведёт к снижению компрессии, потере мощности и в конечном итоге к капитальному ремонту двигателя.