В ГАИ смогут снять с регистрации тысячи иностранных автомобилей. Причины выясняем.

VozBox  » Новости »  В ГАИ смогут снять с регистрации тысячи иностранных автомобилей. Причины выясняем.

Специалист сообщил о возможности снятия с учёта машин иностранного производства в большом количестве.
Лаборатории, контролирующие безопасность импортных автомобилей, выдали документы без проверки транспортных средств. Такие машины могут быть исключены из реестра.

Суть проблемы

Давно шла речь об проблеме поддельных документов, подтверждающих соответствие ввезенных частными лицами автомобилей нормам, но масштабы этой проблемы были неясны. Эксперимент Национального автомобильного союза (НАС) доказал, что… угроза аннулирования учета Пендести над множеством автомобилей, ввезенных в страну частными лицами.

Машины нет, бумаги есть

Активисты сообщили о порядке удаленного оформления СБКТС в Республике Башкирия после публикации результатов.

Согласно документу, испытания машины проходили в башкирском селе Иглино. Предприятие по указанному адресу больше похоже на полуразрушенный сарай. Записи с камер наблюдения подтверждают отсутствие фактической проверки автомобиля. Аккредитация лаборатории состоялась 5 февраля 2024 года.

Руководителю Федеральной службы по аккредитации направили жалобу на аккредитованное лицо, с прикрепленными фотографиями и видеозаписями, доказывающими нарушения.

Общественники обнаружили недостаточное оснащение лаборатории для аккредитации, которая не имеет даже базового оборудования для тестирования транспортных средств и выдачи СБКТС.

Общественники выяснили, что с 1 мая по 7 октября текущего года лаборатория выпустила 743 свидетельства о безопасности сертификации транспортного средства (СБКТС). Приблизительно половина из них была выдана без измерения параметров транспортных средств. Проверка занимала не более 15 минут. При средней рыночной стоимости оформления СБКТС 40 000 рублей за этот период лаборатория получила свыше 40 миллионов рублей от заказчиков.

О необходимости государственного бюро по сертификации технической продукции и порядок ее проведения.

Сертификаты соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза выдают на машины, завозимые частными лицами. Этот документ подтверждает, что конструкция автомобиля или другого транспортного средства соответствует требованиям ТР ТС 018/2011. На его основе оформляется электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), дающий право на регистрацию в ГАИ и эксплуатацию на дорогах.

Согласно закону проверка требований проводится только при передаче автомобиля в испытательную лабораторию. Невыдача машины считается нарушением закона.
При обнаружении нарушений при оформлении СБКТС документы могут быть исключены из реестра.

Кто в зоне риска

Результаты проверки одной из лабораторий, названной в заметке, могут привести к аннулированию сертификатов безопасности для более чем тысячи машин. Похожих организаций в России, вероятно, много.

Президент НАС указал на то, что речь идет о частных лабораториях с минимальным контролем. В ответ на запрос в поисковике интернет-браузера выдаётся много адресов компаний, готовых оперативно оформить СБКТС «под ключ» удалённо.

Росаккредитация прилагала много усилий для прикрытия подобных лабораторий. Но недавно появились новые: государство аккредитовало их в сверхкороткие сроки, что в реальности невозможно осуществить, и они начали выпускать документы без осмотра, совершенно открыто. Число проблемных машин исчисляется тысячами, — заявил Шапарин.

Эксперт предупреждает владельцев авто, получивших сертификаты безопасности транспортных средств с нарушениями, о возможных юридических трудностях.

Электронный ПТС и СБКТС будут аннулированы, после чего машина будет исключена из реестра Госавтоинспекции. При продаже авто новый владелец не сможет зарегистрировать её. Такие автомобили часто используются как клумбы или остаются заброшенными. «вечный учет»До тех пор, пока не будут решены проблемы с документами, полностью устранить их невозможно из-за того, что большое количество автомобилей непригодны для ввоза в Россию, – уточнил руководитель НАС.

В Россию по недействительным сертификатам безопасности ввозили и везут автомобили с экологическим классом от Евро-0 до Евро-2, американские пикапы с красными указателями поворота, «Лисяны», которые отсутствуют в реестре Минпромторга и на которые невозможно получить свидетельства. Лаборатории, ранее пойманные за выдачу документов без проверки автомобилей, всё ещё работают.

Закрыть или улучшить

По словам криминалиста Максима Шелкова, многие лаборатории — это просто конторки, занимающиеся торговлей документами. Рядом с ними действуют брокеры, которые отправляют в таможню поддельные СБКТС и другие фальшивые документы.

Эксперт полагает, что государственные органы, отвечающие за контроль сертификационных лабораторий, фактически поддерживают незаконную деятельность недобросовестных учреждений, получая выгоду от нарушений. По его мнению, рост числа незаконно оформленных автомобилей физическими лицами в коммерческих целях вызван самим государством, которое избирательно подавляет легальность параллельного импорта. Эксперт отмечает, что произвольное ограничение перечней товаров, разрешенных для параллельного импорта, Минпромторгом лишает законопослушных предпринимателей возможности удовлетворять спрос граждан на марки автомобилей.

Семенов пояснил: именно такая политика финансирования нужных лоббистов из числа «дружественных» Минпромторгу за счёт российских граждан и стимулирует возникновение подобных схем.

Эксперт указал, что СБКТС — документ, не предназначенный для параллельного импорта автомашин. Последний осуществляют предприниматели в коммерческих целях на основании другого документа — ЗОЕТС.

Государство, по мнению собеседника, создает препятствия для законной деятельности испытательных лабораторий при оформлении СБКТС: количество площадок не хватает. Семенов предложил увеличить число лабораторий с усиленным контролем или снизить требования к транспортным средствам при выдаче СБКТС.