Как устроены вариаторы Toyota и чем они превосходят другие трансмиссии с вариативным передаточным числом

VozBox  » Новости »  Как устроены вариаторы Toyota и чем они превосходят другие трансмиссии с вариативным передаточным числом

Для многих автомобилистов термин «вариатор» вызывает опасения, а не любопытство. Основными причинами являются высокая цена ремонта, ограниченный ресурс и нерешительность при приобретении автомобилей с пробегом. На автомобильных форумах эти трансмиссии часто подвергаются критике, а сервисные центры не всегда готовы к их обслуживанию.


Наибольшее количество жалоб приходится на автомобили Nissan, Renault и некоторые китайские марки. В то же время, когда обсуждается Toyota, отношение меняется: её бесступенчатые трансмиссии считаются образцовыми по надёжности. При этом, принцип их работы основан на схожей схеме – два конусных шкива и ремень или цепь, обеспечивающие изменение передаточного числа.


Вместо жёстко фиксированного набора передач, вариатор обеспечивает плавное изменение передаточных чисел. Для этого конусы могут сближаться или отдаляться, ремень перемещается по их поверхности, а вся работа системы контролируется электроникой, которая выбирает наиболее подходящие обороты двигателя.


Благодаря этой конструкции двигатель преимущественно функционирует в зоне оптимальной производительности, что позволяет снизить расход топлива; мягкость переключений и отсутствие резких толчков обеспечивают приятное вождение; стоимость данной системы ниже, чем у традиционного автоматического трансмиссии.


В начале движения на ремень приходится основная нагрузка. Для того чтобы сдвинуть автомобиль с места, особенно если он тяжёлый, ремень подвергается значительным усилиям, нередко пробуксовывает на шкивах и получает микроповреждения. Агрессивный стиль вождения только усугубляет этот процесс, что приводит к сокращению срока службы детали.


Jatco производит вариаторы для Nissan, Renault, Mitsubishi и Chrysler. Компания стала наглядным примером того, как ошибочные управленческие решения могут свести на нет перспективные разработки. Применительно к новым моделям были установлены недостаточно мощные теплообменники. В условиях высоких температур масло перегревалось, что приводило к поломке трансмиссии.


Вместо экономии на комплектующих, китайские производители выбрали иной подход, основанный на тиражировании технологий, разработанных компаниями Bosch и Punch Powertrain.


В отличие от многих компаний, которые внедрили вариатор главным образом для сокращения расходов и удешевления производства, специалисты Toyota выбрали иную стратегию: они изначально определили уязвимые элементы конструкции и провели их модернизацию.


В современных бесступенчатых вариаторах Direct Shift-CVT (Corolla, Camry, RAV4) для начала движения используется обычная механическая передача. Включение вариатора происходит только после достижения определенной скорости. Такой подход позволил устранить основную проблему CVT – повреждение ремённого привода из-за высоких нагрузок при старте.


Автомобили данной серии оснащены традиционным гидротрансформатором, имеющим форму «бублика». Этот элемент сглаживает рывки и уменьшает пиковые нагрузки, что обеспечивает более плавную и продолжительную работу трансмиссии. Помимо этого, Toyota использует радиаторы и теплообменники большего размера и большей мощности по сравнению с большинством других производителей. Подобное решение более эффективно отводит тепло и предохраняет коробку передач от перегрева.


В то время как многие производители стремились улучшать вариаторы уже на готовых к выпуску автомобилях, Toyota заранее занялась их совершенствованием. Это принесло ощутимые плоды: трансмиссии с вариативным передаточным числом от Toyota демонстрируют стойкость, спокойно выдерживая пробег до 300 тысяч километров без существенных неисправностей, в отличие от решений, используемых конкурентами, которые имеют гораздо меньший ресурс.