

Диагностика по выхлопу, фото: vozbox.ru
Компьютерная диагностика – полезный инструмент, но не единственный способ понять состояние мотора. Владелец сети автосервисов поделился в интервью порталу vozbox.ru способом самостоятельно определить неисправности двигателя без оборудования. Всё, что нужно – обычный лист белой бумаги и внимание.
Сначала нужно прогреть двигатель до рабочей температуры. Мотор на холодную ведет себя иначе, чем в штатном режиме, поэтому любая проверка до прогрева может дать неточную информацию. Обычно достаточно 10-15 минут езды — ориентироваться можно по температуре охлаждающей жидкости: показатель должен достичь отметки 70-90 градусов.
После прогрева приложите чистый лист плотной белой бумаги к выхлопной трубе. Если лист не просто колеблется, а втягивается обратно, значит, выхлоп нестабилен. Такое поведение должно насторожить. Может указывать на перебои клапанов, засор катализатора, сбои в системе EGR (ответственной за возврат отработанных газов) или неисправности газораспределительного механизма.
При исправном функционировании двигателя лист бумаги, приложенный к выхлопной трубе, должен показывать лишь несильные, плавные колебания. Отсутствие резких движений указывает на стабильную подачу топлива и правильную работу системы зажигания. Если бумага начинает дергаться, втягиваться или двигаться беспорядочно, это может сигнализировать о перебоях в работе одного или нескольких цилиндров. В такой ситуации целесообразно провести проверку свечей зажигания и катушек.
Через несколько минут после начала тестирования необходимо осмотреть состояние листа. При исправной работе двигателя он останется практически чистым, допускается лёгкий конденсат или небольшие следы сажи. Появление масляных пятен, особенно с коричневым оттенком, является тревожным признаком. Такие следы могут указывать на попадание моторного масла в выхлопную систему, что обычно связано с износом цилиндропоршневой группы.
В двигателях с турбонаддувом масло в выхлопе при нагрузке допустимо даже при исправности агрегата. В режиме холостого хода такому явлению не должно быть, и требуется дополнительная диагностика.
Прозрачные жирные пятна на бумаге могут указывать на утечку охлаждающей жидкости в выхлопную систему. Чаще всего это происходит из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров. Дополнительным признаком может быть появление белого пара из трубы. Такая поломка опасна для двигателя: антифриз, попав в картер, разжижает масло, ухудшает его смазывающие свойства и ускоряет износ деталей.