Специалист Рудаков считает необходимым ужесточить медицинское обследование для пенсионеров, за рулем которых часто происходят аварии.
В Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года МВД отмечает увеличение числа аварий с участием водителей старшего возраста. Возможно, потребуется ввести ограничения на вождение для некоторых из них.
В опубликованном на портале regulation.gov.ru проекте
Что тревожит МВД
Стратегия предлагает меры по улучшению безопасности дорожного движения в России к 2030 году.
С 2004 по 2024 год число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России уменьшилось более чем вдвое, с 34 506 до 14 403 человек. Согласно МВД, Россия среди стран с населением более 100 млн человек считается одним из лидеров по безопасности дорожного движения. По значению социального риска (9,86) Россия опережает Китай (17), Бразилию (16), Индию (15), США (14), но уступает Японии (3).
Проект документа отмечает ухудшение безопасности дорожного движения для пожилых людей в России за последние годы.
С 2017 по 2024 год количество аварий, причиной которых стали водители в возрасте 60 лет и старше, возросло на 25%, число погибших в таких происшествиях — на 33%, а раненых — на 22%. Более трети всех погибших пешеходов и велосипедистов составляют люди старшего возраста.
В МВД отмечают, что именно такие водители чаще всего становятся причиной ДТП.
К 2030 году люди старше 60 лет будут составлять 25,8% населения, а к 2036 году – 27,7%. Это может сказаться на безопасности дорожного движения.
Для безопасного участия в дорожном движении потребуется адаптация старшего поколения, совершенствование механизмов оценки их пригодности, особенно для вождения, а также развитие соответствующей инфраструктуры и конструкций транспортных средств.
Есть ли ограничения сегодня
Документ указывает на необходимость властями решения проблемы аварий с участием водителей пожилого возраста, однако конкретных предложений в нем нет. В документе говорится только об отрицательной статистике и необходимости принятия мер.
В России отсутствуют прямые дискриминационные возрастные ограничения на вождение транспортных средств. К управлению допускаются все лица, прошедшие водительское медицинское освидетельствование и получившие права. Это право неотъемлемо и прекращается только по решению суда. При обновлении документа граждане обязаны получить новую медсправку, а отстранить от вождения по здоровью можно лишь на основании выявленных медицинских противопоказаний.
По факту, единожды пройдя медицинскую комиссию Получив или заменив водительские права, граждане России могут управлять транспортными средствами в течение следующих десяти лет.
В некоторых странах мира дискриминация по возрасту проявляется и в сфере управления транспортными средствами. Например, в Турции водители старше 70 лет обязаны проходить медицинское освидетельствование каждые полгода, а после достижения 75 лет вообще лишаются права управлять автомобилем. В Финляндии водители старше 70 лет проходят комиссию вдвое чаще — раз в пять лет.
Чего ждать пожилым
ВNAС считает, что ограничения для водителей старше 60 лет уменьшат количество ДТП.
Общественники давно ожидали нормативных изменений, ведь когнитивные функции человека ослабевают с возрастом. Один человек может сохранить концентрацию, память и мышление до 80 лет в состоянии, пригодном для вождения, а у некоторых после 60–65 лет наступают необратимые психические последствия, учитывая возраст и индивидуальные особенности организма.
Рудакова считает, что ограничить всех пожилых людей не получится, но проведение углубленных медицинских исследований по умолчанию вполне осуществимо.
Эксперт полагает, что подобные инициативы можно рассматривать с 55–60 лет, когда организм переходит в старший возраст. Именно в это время начинаются изменения в работе психики, которые иногда становятся необратимыми.
Сергей Пшембаев, руководитель Клиники правильного восстановления, высказался за углубленное изучение состояния нервной системы у зрелых автолюбителей.
Мне бы хотелось ввести подобное исследование, которое применяют к претендентам на владение оружием. Несколько лет назад начали использовать патопсихологическое обследование под наблюдением психолога, который тщательно оценивает высшую нервную деятельность и все психические функции. В первую очередь — мышление, память, концентрацию, внимание и тому подобное. Думаю, такое исследование было бы уместным для людей старше 60 лет.
В таком исследовании эксперт обращает особое внимание на все психические функции.
«Сегодня будет только опрос, осмотр и проверка по учету у психиатра. Этому придаётся больше значения субъективной оценке врача. Патопсихологическое же исследование — более объективное».
Лев Воропаев считает возможным ввести новые правила для водителей старше определенного возраста.
Полагаю, принятые меры вряд ли посчитают неконституционными и нарушающими основной закон. Усилят требования к медосправедливости при прохождении медкомиссии.
Воропаев считает необходимым ввести дополнительные когнитивные тесты и усложнить процедуру медицинского осмотра. Он полагает, что это коснется непосредственно прохождения медосмотра.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин возражает против ужесточения требований к здоровью пожилых водителей из-за большой проблемы: медицинские справки можно легко купить.
Эксперт указал, что в документе представлена только аналитика: «После анализа никто нормативов не установит».
Любые ограничения в сфере медицины сталкиваются с проблемой продажи справок. Справки реализуются и приобретаются в массовом количестве. Допуски нарколога и психиатра оформляются, всё можно заказать с доставкой на дом по доступной цене. Все предложения, касающиеся ограничения доступа водителей по медицинским показаниям, разбиваются об эту проблему. Шапарин не поддерживает такие предложения.
Собеседник считает, что сначала нужно решить вопрос со справками, а только после этого говорить о том, кто может управлять транспортом. Вместе с тем эксперт признает серьёзность проблемы увеличения числа аварий с участием пожилых людей.
Нельзя утверждать это предложение, пока не урегулируется вопрос с медицинскими справками и не станет ясно, какие именно симптомы должны быть у водителя, чтобы потерять право управлять транспортом.