
По мнению эксперта Демчикова, переоценка «утильсбора» приведет к росту цен на автомобили на 10–20%
Новая методика определения утильсбора будет связана с мощностью транспортного средства. Это повлечет за собой рост цен на автомобили и уменьшение количества предлагаемых моделей. Ниже приводим объяснения причин
Методологию определения утилизационного сбора на транспортные средства пересматривают скорректируют. В ответ на просьбу «Объединения автопроизводителей России» Минпромторг решил ввести прогрессивную шкалу. Соответствующее постановление правительства подготовлено министерством.
Ожидается, что сниженный размер сбора будет распространяться только на автомобили с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил, а утилизационный сбор на более мощные транспортные средства увеличится.
В настоящее время для легковых автомобилей применяются коэффициенты, определяющие размер утилизационного сбора, исходя из объема двигателя и года выпуска. Однако, потребительский спрос неуклонно смещается в сторону мощных транспортных средств с относительно небольшими двигателями, включая гибридные модели.
Предлагаемые нововведения предусматривают, что базовая ставка будет определяться в зависимости от типа и рабочего объема двигателя, а мощность двигателя будет влиять на коэффициент, рассчитываемый по прогрессивной шкале.
Чем обусловлен новый пересмотр
Еще в начале июля 2025 года Антон Алиханов, руководитель Министерства промышленности и торговли заявил о возможности пересмотра методики расчета утилизационного сбора. По словам чиновника, повышение ставки должно распространиться на некоторые автомобили, ввозимые гражданами для личного пользования.
«В ходе стратегической сессии мы проинформировали председателя [правительства] о целесообразности включения утилизационного сбора на автомобили, ввозимые физическими лицами, в частности, на транспортные средства мощностью 160 лошадиных сил и более. На эти автомобили также будет распространяться утилизационный сбор, по его словам.
Автомобили, ввозимые частными лицами для личного пользования при соблюдении требований налогового и таможенного законодательства, облагаются утилизационный сбор по льготной ставке — 3,4 тыс. руб. за новые машины возрастом до трех лет и 5,2 тыс. руб. за автомобили с пробегом старше трех лет.
«Для организаций «коммерческая» ставка предполагает расходы в сотни тысяч рублей. Например, утилизационный сбор за автомобиль, не старше трех лет, с двигателем объемом от 1 до 2 литра, составит 667 400 рублей, а за автомобиль с двигателем объемом от 2 до 3 литра – 1 875 400 рублей.
В Минпромторге заявили, что увеличение размера утилизационного сбора принесет финансовую выгоду для государства. Согласно расчетам министерства, это позволит получить от 40 до 60 млрд рублей ежегодно. Планируется, что средства будут направлены на дополнительное финансирование программ поддержки спроса на авторынке.
Ранее президент Российской Федерации Владимир Путин называл утилизационный сбор мерой поддержки отечественных автопроизводителей. По его словам, сбор не нарушает международных требований, в том числе ВТО.
«Президент уточнил, что меры поддержки не будут противоречить нормам Всемирной торговой организации и могут быть вполне законными.
Ставки утилизационного сбора индексируются ежегодно. Даже без пересмотра действующей методики к 2030 году они достигнут пиковых значений. Если сейчас за автомобиль популярной категории с мотором объемом 1–2 л приходится платить 667 400 руб., то к 2030 году ставка увеличится до 1 172 400 руб.
К чему уже привело предложение
В результате выступления Алиханова последовал ощутимый всплеск продаж новых автомобилей по сравнению с июнем: по подсчетам «Автостата», было реализовано 120,65 тыс. машин — на 33,9% больше, чем в первом летнем месяце текущего года.
Все активнее россияне покупают и относительно свежие машины из Японии, которые поступают в страну через Дальний Восток. Причем часто речь идет именно о леворульных машинах. Суммарно, по подсчетам «Автостата», в период с января по июль было ввезено 110 767 леворульных иномарок с пробегом (на 33% больше показателя за аналогичный период прошлого года). И, судя по всему, спрос на такие машины в преддверии грядущего пересмотра методики «утиля» будет только расти. Специалисты связывают активность покупателей с опасениями по поводу дальнейшего роста цен на машины.
Прогнозы
Иларион Демчиков, директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex, считает ожидаемым переход льготного утилизационного сбора на некоторые категории транспортных средств к «коммерческому». Это связано с тем, что с 1 августа 2025 года уже вступили в силу изменения, отменяющие льготы для автомобилей, ранее зарегистрированных в странах ЕАЭС, и вводящие новую методику расчета сбора.
«Представитель ведомства отметил, что организация ранее заявляла о возможности ужесточения правил импорта автомобилей. Подобные действия свидетельствуют о целенаправленной политике государства, направленной на развитие российского автопроизводства.
Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр», отметила, что механизм определения размера утилизационного сбора уже включает в себя применение базовой ставки, дополненной корректирующим коэффициентом. Значение этого коэффициента зависит от двух факторов: объема двигателя и возраста транспортного средства.
Важное изменение заключается в отмене льготных условий для автомобилей, произведенных в России и находившихся за границей более чем год.
«До недавнего времени была распространена схема экспорта этих автомобилей в соседние страны, после чего они регистрировались там и возвращались через год. Это позволяло существенно уменьшить таможенные выплаты. По словам эксперта, начиная с августа 2025 года такие транспортные средства будут подлежать утилизационному сбору на тех же условиях, что и при коммерческом импорте.
По словам Уткиной, введение новых правил повлечет за собой необходимость уплаты физическими лицами, ввозящими автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л.с., существенных сумм, что, в свою очередь, отразится на стоимости импортируемых машин.
По мнению представителей Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), инициатива Минпромторга, предусматривающая введение коммерческого утильсбора на ввозимые физическими лицами автомобили мощностью от 160 л.с., призвана уменьшить объемы «серого» импорта и оказать поддержку российским автопроизводителям.
Иларион Демчиков отметил, что при определении размера утилизационного сбора будут приниматься во внимание рыночная стоимость и таможенная цена, что существенно отразится на дорогих автомобилях с небольшим пробегом.
Последствия для граждан
По оценкам Российского автомобильного делового совета, запланированное властями корректировка системы стимулирующих выплат приведет к увеличению цены на некоторые автомобили на сумму, достигающую сотен тысяч рублей.
«В случае, если тарифы утилизационного сбора для частных лиц будут установлены на коммерческом уровне, подобно тому, как это было сделано при предыдущем повышении в 2024 году на 70–85% (например, утильсбор на автомобили с объемом двигателя от 1 до 2 литра увеличился с 300 600 до 556 200 рублей, а на машины от 2 до 3 литров — с 845 000 до 1 600 000 рублей), — стоимость этих транспортных средств может значительно возрасти», — заявили в пресс-службе ассоциации.
Значительное уменьшение ассортимента выпускаемых моделей также следует отнести к важным последствиям.
«В РОАД отметили, что некоторые модели, в особенности относящиеся к премиум-классу, могут быть устранены из ассортимента, и ожидается увеличение спроса на подержанные автомобили. Для автодилеров это может привести к перераспределению объемов продаж и изменению структуры предлагаемых автомобилей. Ассоциация РОАД намерена и далее отслеживать развитие событий.
Подтвердил эти опасения и эксперт Демчиков.
«По мнению эксперта, введение коммерческих тарифов может привести к росту цен на импортируемые автомобили на 10–20%. В частности, растаможка новой Audi A4 с двигателем мощностью 190 л.с. увеличится на 600–800 тыс. руб. исключительно из-за утилизационного сбора, что, в свою очередь, повысит окончательную стоимость для потребителя на 500 тыс. — 1 млн руб.
По словам Демчикова, некоторые модели могут быть сняты с продаж. В их числе, например, такие востребованные кроссоверы, как Mercedes-Benz GLE и BMW X5, Hyundai Santa Fe и Kia Sorento четвертого поколения, внедорожник Hyundai Palisade, минивэн Kia Carnival, Audi Q5 и Volkswagen Tiguan. При этом, ряд моделей, таких как Kia K3, Volkswagen с дизельными двигателями мощностью 150 лошадиных сил, а также некоторые автомобили Renault и Nissan с атмосферными двигателями, останутся востребованными.
По мнению специалистов, прогнозируется уменьшение объемов импорта автомобилей российского производства из стран ЕАЭС. Данное изменение связано с применением к ним таможенных пошлин. Сокращение поставок, вероятно, приведет к росту цен на отечественном рынке, обусловленному уменьшением доступности продукции.
По словам Алиханова, подтвержденным Демчиковым, выделенные средства не предназначены для конкретных целей и могут быть использованы государством по своему усмотрению.