Каталитический нейтрализатор отработанных газов — дорогостоящий компонент, на который большинство водителей обращает внимание лишь тогда, когда он уже находится практически в аварийном состоянии. Портал vozbox.ru рассказал о том, чего следует избегать, чтобы минимизировать возможные проблемы с катализатором.
Основная часть катализатора состоит из керамических «сот» с покрытием из редкоземельных металлов. Когда выхлопные газы проходят через них, происходит удаление вредных примесей. Однако сами «соты» со временем могут выйти из строя. Самая частая проблема — это засорение отходами сгорания топлива.
Вторая неисправность заключается в спекании сот из-за высокой температуры газов на выходе из камеры сгорания или горения части топливной смеси прямо в катализаторе. Оба дефекта каталитического нейтрализатора проявляются в постепенном снижении мощности двигателя. Причина проста: забитые соты затрудняют проход выхлопных газов.
Еще более неприятная ситуация — разрушение «сот», сопровождающееся образованием керамической пыли. У большинства современных двигателей катализатор находится в моторном отсеке сразу после выпускного коллектора. Когда содержимое катализатора начинает крошиться, при некоторых режимах работы двигателя образующаяся пыль всасывается обратно в цилиндры.
Появление этого абразива внутри ДВС приводит к износу металлических деталей, отказу двигателя и необходимости полной его переборки. Иногда водители способствуют проблемам, например, переходя на низкокачественный бензин. Автомобильный двигатель, пытаясь адаптироваться, изменяет момент зажигания, что приводит к повышению температуры выхлопных газов и разрушению керамических «сот» катализатора.
Частое использование присадок в топливе может негативно повлиять на катализатор. Как именно будет происходить сгорание топлива в двигателе автомобиля, никто не знает наверняка. Манера вождения также может повредить катализатор. Например, игнорирование ям и неровностей дороги может привести к сильным ударам и вибрациям, которые в конечном итоге могут повредить керамический элемент катализатора. Этот материал, как и подобает хрупким вещам, легко крошится при подобных воздействиях.
Даже преодоление глубоких луж может оказаться смертельным для катализатора. Внезапное охлаждение разогретого до высоких температур керамического элемента (более 300 градусов) скорее всего приведёт к его разрушению.