Торможение двигателем: применение и принципы работы

VozBox  » Новости »  Торможение двигателем: применение и принципы работы

Специалист Субботин рассказал о правильной технике торможения двигателем на автомобилях с автоматической коробкой передач.
Торможение двигателем – важный навык для каждого водителя. Учимся правильно выполнять эту технику и узнаём о её преимуществах и недостатках.


Фото: Shutterstock

Автомобиль можно замедлить не только при помощи тормозной системы.

Что такое торможение двигателем

Замедление машины выполняется путём отпускания педали газа, а при необходимости — переключением передачи вниз.

При отпуске педали газа с включённой передачей двигатель останавливает разгоняющую функцию и начинает тормозить машину. В этом участвуют силы сопротивления в двигателе и последовательное переключение передач на пониженные.

Торможение реализуется следующим образом: отпустив педаль газа на включенной передаче и без нажатой педали сцепления (на автомобиле с механической коробкой передач), дроссельная заслонка бензинового двигателя закрывается, прекращая подачу топлива в цилиндры.
В результате в впускном коллекторе создаётся разрежение, гасящее энергию поршней. Автомобиль перестает набирать скорость и поддерживать её, плавно замедляясь. Такое торможение не столь эффективно, как штатное тормозное, но происходит быстрее, чем при движении накатом — на нейтрали или с выжатой педалью сцепления.

Для повышения эффективности торможения с помощью двигателя применяют последовательное переключение передач: с более высокой на пониженную — с четвертой на третью, вторую, первую. Такое переключение повышает обороты двигателя и гасит большее количество крутящего момента в моторе. В процессе такого торможения энергия поступает не от двигателя к колесам, а от колес и трансмиссии в двигатель — коленчатый вал выполняет вынужденную работу.

В действительности торможение двигателем используют во множестве случаев: для плавного снижения скорости в городском трафике, для безопасного торможения на скользкой поверхности, при поломке тормозной системы, при спуске с горы и во время спортивных гонок.

Тормозное действие двигателя оказывает много преимуществ.
(Фото: Shutterstock)

Плюсы торможения двигателем

Преимуществ торможения двигателем множество.

Экономия топлива

При спокойной езде по городу использование торможения двигателем делает передвижение комфортнее и экономит топливо. Накатывая на заглушенном двигателе, вы вынуждаете его работать на холостом ходу, что приводит к впрыскиванию топлива в камеры сгорания. При торможении двигателем горючее не поступает в камеры сгорания.

Увеличение ресурса тормозной системы

Использование торможения двигателем продлевает срок службы тормозных колодок и дисков, поскольку часть энергии расходуется не ими, а мотором машины.

Уменьшение риска падения на мокром полу.

Правильное использование торможения мотором уменьшает риск заноса машины на шероховатой и влажной дороге. Из-за этого метод часто применяют зимой.
Заблокировать колеса во время торможения двигателем непросто, но теоретически это возможно.

Возможность длительного торможения

Во время продолжительных спусков в горах тормоза могут сильно нагреться. Чтобы этого избежать, водителям нужно обязательно использовать торможение двигателем, что уменьшает давление на тормозную систему.

Возможность экстренной остановки

В некоторых ситуациях использование торможения двигателем может спасти жизни водителям. Если отказали тормоза, данный метод замедляет автомобиль и предотвращает аварии.

Охлаждение мотора

Во время высоких нагрузок, например, в спортивных соревнованиях, применение торможения двигателем облегчает работу как тормозной системы, так и двигателя.

За счёт приёма торможения двигателем можно снять нагрузку как с тормозов, так и с двигателя.
(Фото: Shutterstock)

Минусы торможения двигателем

Большинство российских автовладельцев уверены, что замедление с помощью двигателя вредно для мотора и коробки передач. Специалисты по этой теме полностью не разделяют такую точку зрения. Недостатки существуют, но связаны в основном с безопасностью.

Риск собрать «паровозик»

Во время торможения двигателем сигналы о необходимости остановить автомобиль не горят. Это может стать неожиданностью для других водителей. Торможение, комбинированное с использованием тормозных механизмов и двигателя одновременно, значительно увеличивает вероятность столкновения.

Вероятность заноса

Неверная работа коробки передач, грубая эксплуатация педали сцепления и повороты во время торможения мотором, в особенности у переднеприводных автомобилей, могут спровоцировать занос — машину повернет вокруг передней оси.

Для усиления тормозного действия двигателя автомобиля с автоматической трансмиссией можно вручную переключать передачи вниз.
(Фото: Shutterstock)

Повышенная нагрузка на привод ГРМ

При грубом торможении с неверным выбором передач и резком давлении на педаль сцепления нагрузка на привод газораспределительного механизма (ремня или цепи) резко увеличивается. Неправильное выполнение этого маневра может привести к их разрыву и дорогостоящему ремонту двигателя.

Повышенная нагрузка на уплотнения

Большой разряд во впускном коллекторе при торможении мотором может привести к нарушению герметичности уплотнений и поступлению незарегистрированного воздуха. Это характерно для изношенных двигателей, нуждающихся в ремонте.

Вячеслав Субботин, руководитель гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и создатель программы «Минтранс» на канале РЕН ТВ.

Поломка при торможении мотором — это заблуждение. Такой способ торможения только улучшает работу машины: ресурс выше, а эффективность тоже.
При торможении мотором с высоких оборотов нагрузка на двигатель отсутствует. Температуры остаются низкими, в цилиндрах нет вспышек, насос работает эффективно и охлаждает масло. Давление в системе остается высоким. Высокое давление масла – благо для двигателя. Торможение мотором — это как эффективное, так и полезное действие. В вакуумном усилителе также образуется хорошее разрежение – торможение становится легче.

Как тормозить двигателем на «механике»

При приближении к красному сигналу светофора можно отпустить педаль газа и катиться до момента, когда обороты двигателя и скорость позволят переключиться на более низкую передачу. Передачи меняются плавно, постепенно снижая скорость машины. Для полной остановки достаточно нажать педаль тормоза и выжать сцепление.

В ситуациях экстренного или спортивного торможения действия будут отличаться. Тогда торможение двигателем будет работать вместе с педалью тормоза – эффективность торможения увеличится до максимума, так как часть энергии поглотит двигатель.

Во время движения по трассе, например, если на дорогу неожиданно выбегает лось, помимо экстренного торможения можно использовать торможение двигателем: не отпуская педали тормоза, переключать коробку передач вниз. Важно не вращать рулем и не пропускать передачи. Никогда не переключайтесь с высокой передачи сразу на вторую или первую – это может привести к блокировке колес и потере управления машиной.

При переключении механической коробки передач вниз используют перегазовку.
Это помогает мягко включить пониженную передачу, снять нагрузку с синхронизаторов и трансмиссии, а также предотвратить резкое смещение веса автомобиля на переднюю ось и уменьшить риск блокировки колес.

Выполняется перегазовка следующим образом:

— выжимается сцепление;
— выключается передача (коробка в нейтрали);

Газ открывается и закрывается резким, но мягким нажатием.


При снижении скорости активируется пониженный режим передачи.

— отпускается сцепление.

Как тормозить двигателем на автомате

Торможение двигателем доступно и в автомобилях с автоматической коробкой передач. На машинах с «автоматом» замедление силой двигателя, как правило, не такое эффективное, как на моделях с механикой, но осуществить его всё же возможно.

При отпускании педали газа автомобиль с автоматической коробкой передач, подобно машине с механической, начнет замедляться. Электроника при снижении скорости сама определит оптимальную передачу и последовательно переключится на пониженные.

Вячеслав Субботин, руководитель гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и создатель программы «Минтранс» на канале РЕН ТВ.

Современные адаптивные коробки передач способны принудительно использовать двигатель для торможения, при этом дроссельная заслонка не закрывается полностью. Такое решение необходимо для соблюдения экологических норм – предотвращается большой расход топлива из-за сильного разрежения, из-за которого картерные газы попадают в цилиндры.

Для усиления действия тормоза двигателем на автомобиле с автоматической коробкой передач, можно самостоятельно переключить передачи вниз в ручном режиме — посредством селектора или подрулевых лепестков. Но не все автоматы позволяют принудительно менять передачи. На старых моделях снижать ступени невозможно. Подробности о порядке действий указаны в инструкции конкретной модели.

Во время торможения мотором сигнальные огни автомобиля остаются выключены.
(Фото: Shutterstock)

Есть еще одна особенность, о которой стоит помнить. Большая часть автоматов функционирует независимо. У этих коробок есть интеллектуальные блоки управления с защитой от неправильных действий, которая не допускает переключения на пониженную передачу при большой скорости.

Вячеслав Субботин, руководитель гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и создатель программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ.

Торможение двигателем проще реализовать при механической коробке передач. При автоматической коробке приходится каждый раз переключаться в спортивные режимы и вручную перещёлкивать передачи. Перевод в режим «спорт» или ручное переключение — и начинается подщелкивание передач.

Торможение двигателем на электрокаре

В каждом современном электромобиле есть возможность торможения двигателем. Это свойство способствует не только эффективному замедлению, но и рекуперации энергии: она накапливается в аккумуляторе, увеличивая пробег на одном заряде.

При торможении электромобиля его силовой агрегат отключается от источника тока и переходит в режим генератора, вырабатывая электроэнергию. В этом режиме в обмотках ротора возникают токи противоположного направления, а на валу электродвигателя возникает момент торможения. Запасенная кинетическая энергия преобразуется в электрическую и тепловую. Электрическая энергия поступает в аккумулятор, а тепло рассеивается за счет нагрева обмоток. Такой тип торможения обладает гибкими настройками: величину тормозного момента можно плавно контролировать.

Когда лучше тормозить двигателем

В обычных условиях езды по городу чрезмерное использование торможения двигателем не рекомендуется, как и полный отказ от него. Важно помнить, что такое торможение само по себе не обеспечивает быстрого замедления автомобиля с ДВС, но увеличивает ресурс тормозов, снижает расход топлива и повышает безопасность движения.

Данный метод применим при соответствующих дорожно-климатических условиях. Комбинированное торможение (использование тормоза двигателя совместно с обычным тормозом) – крайне действенный способ, нуждающийся в тщательном изучении и отработке.

Вячеслав Субботин, руководит гоночной командой «ГАЗ Рейд Спорт» и является автором программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ.

Торможение двигателем необходимо. В современных машинах этот метод менее эффективен, чем на карбюраторных, однако все грузовики используют его – это обязательное требование. Для увеличения сопротивления есть горный тормоз, который закрывает заслонку на выхлопе. Важно использовать энергию двигателя. В легковых автомобилях тоже стоит применять эту возможность, пусть и в меньшей степени. На скользком покрытии лучше всего подтормаживать двигателем. А в остальных случаях — тормозите ногами.

Краткие тезисы

  • Что такое торможение двигателем: Уменьшение скорости машины отпусканием ноги с акселератора и переключением на понижайшую передачу.
  • Плюсы: Эффективное потребление топлива, продление срока службы тормозов, уменьшение вероятности заносов на гололеде, плавное и продолжительное торможение.
  • Минусы: Неправильное выполнение может привести к риску заноса, увеличению нагрузки на привод газораспределительного механизма и уплотнения двигателя.
  • На «механике»: Передаточное число понижают с проходом газа для мягкого торможения.
  • На «автомате»: Ручное управление торможением или использование спортивных режимов для замедления.
  • На электрокаре: Система рекуперации энергии, тормозящий автомобиль и пополняющая заряд аккумулятора.
  • Когда использовать: Для экономии топлива и продления срока службы тормозов на скользкой дороге и при продолжительном спуске.
  • Экспертное мнение: Двигатель может помочь машине останавливаться, что особенно важно на укатанной дороге и в сложных ситуациях.
  • Безопасность: Совместное действие двигателя и тормозов увеличивает эффективность и безопасность торможения.
  • Практика: Требует освоения и тренировки, особенно при высокой скорости и в критических моментах.

Авторы
Теги