Типы трансмиссии и типичные поломки

VozBox  » Новости »  Типы трансмиссии и типичные поломки

Гордеев, эксперт, озвучил информацию о наиболее часто ломающихся коробках передач и причинах поломок.
Трансмиссия — ключевой элемент автомобиля. Как правило, под этим термином подразумевают коробку переключения передач, но в более широком смысле — совокупность механизмов.


Фото: Shutterstock

Что такое трансмиссия, её устройство и частые поломки.

Что такое трансмиссия

Трансмиссия автомобиля объединяет узлы и механизмы, передающие крутящий момент от двигателя к колесам и меняющие его интенсивность и направление. Благодаря ей автомобиль может трогаться, разгоняться и двигаться задним ходом.

Конструкция автомобиля тесно связана с расположением двигателя и ведущих колес относительно друг друга. В переднеприводных машинах двигатель и трансмиссия образуют единый узел под капотом. Заднеприводные автомобили имеют двигатель впереди, а ведущие колеса — сзади. Существуют также более редкие варианты компоновки, например, с центрально- и заднемоторной установкой двигателя.

Привод всех четырех колес добавляет сложности к работе трансмиссии. В таком варианте мощность передается на все четыре колеса, что имеет свои особенности: распределение мощности между осями, тип блокировки и другие детали.

Существуют специальные трансмиссии, которых не применяют широко или используют на тяжёлой спецтехнике, например, в строительстве, сельском хозяйстве и военном деле.

Назначение трансмиссии

Главная функция трансмиссии — изменение и передача крутящего момента.

  • динамика и показатели управляемости;
  • безопасность;
  • Эффективное потребление топлива достигается благодаря слаженной работе всех компонентов трансмиссии, гарантирующей максимальную отдачу и минимальные энергетические потери.

Устройство трансмиссии

Трансмиссия изменяется в зависимости от вида привода и компоновки, но её основные части обычно таковы:

В трансмиссии все элементы, учитывая полный привод и расположение узлов, последовательно соединены между собой. В классической, заднеприводной компоновке работа происходит следующим образом:

  1. С помощью сцепления от коленчатого вала крутящий момент поступает на главный вал коробки передач.
  2. Вращение от неё, согласно выбранной передачи, переходит на вторичный вал. Последний связан с карданным шарниром и главной передачей.
  3. от них мощность перераспределяется по оси на каждое из колес.

У автомобилей с передним приводом выходной вал коробки передач прямо соединен с главной передачей и дифференциалом, объединенными в один узел. ШРУСы помогают передать момент на ведущие колеса, положение которых постоянно меняется относительно коробки передач. При полном приводе, когда ведущими являются все колеса, раздаточная коробка отвечает за распределение крутящего момента.

Виды трансмиссии

Начнем с того, что выбрать в качестве основания для классификации. Трансмиссии можно разделить по типу привода: передний, задний или полный.

В специализированной литературе часто приводят классификацию по способу передачи энергии: механическую, гидростатическую, гидрообъемную, электромеханическую и другие. В массовом легковом сегменте применяют не все из них, а наиболее распространена первая — передача мощности вращением и трением механических узлов.

Чаще всего под трансмиссией понимают именно вид коробки передач: механическую или автоматическую. Такое деление хорошо закрепилось в языке, и в таком контексте трансмиссия и коробка передач считаются взаимозаменяемыми (хотя это не совсем верно).

Неисправности трансмиссии: советы эксперта

Количество проблем и поломок в трансмиссии пропорционально количеству ее рабочих элементов. Однако редко когда поломка происходит внезапно. Любая неисправность, которая без внимания способна перерасти в серьезную проблему, предшествует симптомами. Некоторые из симптомов лучше обнаружить у специалистов, другие можно проверить самостоятельно.

Проблемы КПП

Коробка переключения передач, как правило, является надежным элементом трансмиссии. С должным отношением к эксплуатации и соблюдением графика обслуживания серьезные поломки могут не появиться до конца срока использования автомобиля. Однако следует проявлять бдительность, если:

  • появился шум и скрежет при переключении;
  • передача не включается или ее выбивает;
  • Если коробка-автомат застряла, чувствуются рывки или провалы.
  • очевидная утечка трансмиссионной жидкости.

Слово «трансмиссия» обычно обозначает вид коробки передач – механическую или автоматическую.
(Фото: Shutterstock)

Проблемы сцепления

Часть деталей сцепления изнашивается со временем, например, фрикционные диски, которые уменьшаются в толщине.
В таком случае замена детали вовремя — подходящее решение. Однако могут возникнуть и другие неисправности:

  • проскальзывание и пробуксовка;
  • проваливание педали сцепления;
  • появление посторонних шумов.

Проблемы ШРУСов

Этот элемент трансмиссии надежно функционирует, но его поломка может привести к полной остановке автомобиля и дорогостоящему ремонту, возможно даже замене полуоси в сборе. Нередки случаи выхода из строя из-за неправильной эксплуатации, например, привычки резко трогаться с места при вывернутых колесах. Характерными признаками неисправности ШРУСов являются:

  • трещины и следы смазки на пыльнике;
  • щелчки или свист при движении;
  • Во время движения раздается четкий скрип от колес.

Эксперт Юрий Гордеев считает возможным провести диагностику ШРУСов самостоятельно.

  • Внешний ШРУСМаксимум поверните руль и прокатитесь. Неисправный внешний шарнир будет издать хруст, меняющийся с увеличением скорости.
  • Внутренний ШРУСДля подъёма автомобиля используют домкрат или подъемник. После запуска двигателя и включения передачи, если возникает хруст, то проблема может быть в внутреннем шарнире.

Краткие тезисы

  • Что такое трансмиссия Механизм, состоящий из узлов и деталей, передает вращение от мотора к колесам, заставляя автомобиль двигаться.
  • Назначение трансмиссии Изменение и доставка вращающего момента повышают динамику, маневренность и топливную эффективность.
  • Основные элементы трансмиссии Сцепление, коробка переключения передач, карданный вал, дифференциал, шарниры равных угловых скоростей, раздаточная коробка (при полном приводе).
  • Виды трансмиссии Классификация проводится по типу привода (передний, задний, полный) и типу трансмиссии (механическая, автоматическая).
  • Проблемы с коробкой передач Посторонние звуки, трудности при переключении, вытекающая жидкость, рывки при переключениях (на автоматической коробке передач).
  • Неисправности сцепления Проскальзывание, потеря чувствительности педали, посторонние звуки, износ выжимного подшипника.
  • Проблемы с ШРУСами Наличие трещин на пыльниках и щелчки или хруст во время движения, в частности при поворотах.
  • Диагностика ШРУСов Внешний шарнир проверяют с повернутыми колесами, а внутренний — на подъёмнике в включённой передаче.
  • Советы эксперта Регулярный контроль уровня масла в коробке передач, замену изношенных частей и обращение к специалистам при возникновении проблем.
  • Профилактика неисправностей Для корректной работы необходимо правильно эксплуатировать устройство, избегать резких включений и перегрузок, а также выполнять все требования по техническому обслуживанию.

Авторы
Теги