Термостаты: проверка дома.

VozBox  » Новости »  Термостаты: проверка дома.

Все о термостате: определение, проверка и самостоятельная диагностика.


Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM

Что такое термостат

Термостат управляет потоками охлаждающей жидкости, перенаправляя её по малому или большому кругу в зависимости от температуры двигателя.

Где находится термостат

Классическое расположение термостата – на блоке цилиндров. Чаще всего там есть отливка в рубашке охлаждения, где установлена система протоков для антифриза. На этой отливке закреплен корпус термостата, а внутрь корпуса устанавливается сам термостат – небольшая дискообразная деталь размером чуть меньше ладони.

Для чего нужен термостат

Главная цель — поддерживать стабильную температуру охлаждающей жидкости в любых ситуациях. Это существенно для мотора: как перегрев, так и недогрев ухудшают его параметры и сокращают срок службы.

Как работает термостат

Классическая модель состоит из оболочки, заполненной искусственным воском — церезином. Внутри церезина размещается пружинный металлический стержень, крепко связанный с двумя дискообразными клапанами.

На холодную

В исходном положении (двигатель холодный) термостат закрывается. Возвратная пружина перемещает шток, перекрывающий одним из клапанов проток на радиатор. В результате работы помпы охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу. Малый круг охлаждения – это движение антифриза внутри рубашки двигателя без прохода через радиатор. Такой маршрут сокращает время выхода на рабочую температуру.

Система охлаждения мотора состоит из устройств, обеспечивающих рабочую температуру ДВС.

На горячую

При нагревании охлаждающей жидкости церезин в капсуле нагревается и расширяется, выталкивая шток с клапанами наружу. Клапаны постепенно перекрывают проток малого круга и открывают проток большого, который является маршрутом движения ОЖ через радиатор. В радиаторе жидкость остывает, отдавая частично тепло в атмосферу.

Термостаты функционируют в переходных режимах при частичном открытии протоков малого и большого круга между 82 и 92 градусами. При температуре 81 градус термостат полностью закрывается, а при превышении 92 — полностью открывается. Это обобщенное описание: у разных двигателей различные пороги срабатывания термостата. Температура открытия обычно указана на корпусе и в характеристиках.

В новых машинах всё чаще используют электронный термостат, управление которым ведется блоком управления. Это повышает точность и скорость работы. На некоторых двигателях устанавливают несколько термостатов в разных местах системы охлаждения. В современных высокомощных двигателях это важно, так как позволяет работать практически на пределе кипения антифриза.

Признаки неисправности термостата

Без сложных и дорогих систем с электронным управлением обычный термостат не имеет обратной связи. Об неисправности можно догадаться только по косвенным признакам. Прежде всего, это перегрев или недогрев двигателя.

  • Двигатель плохо прогревается до рабочей температуры, что видно по указателю на панели приборов.
  • Иногда происходит перегрев, даже когда воздух прохладный.
  • Если термостат заедет в открытое положение, то печка в салоне будет дуть холодным или слегка теплым воздухом.

Если термостат сломан, двигатель долго прогревается или вовсе не достигает рабочей температуры.
(Фото: Alexandru Nika / Shutterstock / FOTODOM)

Как проверить термостат, не снимая с машины

Существует единственный способ: проверять трубки радиатора на ощупь. Принцип прост.

  • Запускаем двигатель, приоткрываем капот и ждем несколько минут. Если к этому моменту верхний патрубок радиатора начинает заметно нагреваться, а стрелка указателя температуры еще далеко от середины — термостат срабатывает слишком рано или застрял в открытом положении.
  • Если мотор работает более десяти-пятнадцати минут, а верхний патрубок радиатора холодный, значит, термостат заклинило в закрытом положении. Стрелка при этом (в зависимости от времени года) уже будет на середине или даже превысит норму.

Как проверить термостат в домашних условиях

Для осуществления этого метода нужно извлечь деталь из корпуса. Пошаговый процесс обычно несложен, но подразумевает слив антифриза. В случае сомнений лучше обратиться к специалистам на сервисную станцию. Тем не менее, при наличии времени выполнение может быть проведено самостоятельно.

Рабочий термостат срабатывает на указанной на корпусе температуре, что видно невооруженным взглядом. К моменту закипания воды он полностью открывается. При этом следует помнить, что современные модели могут открываться при температуре свыше 100 градусов. Поэтому оптимально кипятить в антифризе. Термометр должен показывать значения выше 100 градусов.

Срабатывает ли исправный термостат? На корпусе обозначена температура открытия. Ее можно увидеть без особых приспособлений. При закипании вода должна свободно протекать.
(Фото: valetB3 / Drive2)

Характеристика указывает ход штока при полном открытии. Измерив его, а также температуру начала выдвижения, можно определить работоспособность детали. Важно помнить о быстром реагировании термостата: измерения необходимо проводить стремительно, прямо в жидкости. Уже через 5-7 секунд после извлечения из кипятка шток начнет задвигаться.