Зима текущего года оказалась относительно теплой в России, но в отдельных регионах столбик термометра всё же опускался до -30 градусов. Запуск двигателя в мороз – существенное испытание для автомобиля. Несмотря на наличие современных масел, предназначенных для работы при низких температурах, у них тоже есть свои пределы. Владелец сервисного центра по ремонту двигателей поделился в интервью порталу vozbox.ru информацией о том, как ведут себя популярные масла 5W-30 и 5W-40 при понижении температуры ниже определённой отметки.
Стандарт SAE определяет измерение вязкости масел как при низких, так и при рабочих температурах. В России автолюбители предпочитают масла с маркировкой 5W-30 и 5W-40. В морозную погоду следует обращать внимание на первую цифру перед буквой «W», которая указывает на поведение масла в холоде. Вторая цифра, отвечающая за работу масла в тёплом двигателе, важна только при эксплуатации автомобиля в обычных температурных условиях и практически не влияет при экстремально низких температурах.
С понижением температуры масла меняют свою консистенцию, становясь более густыми. При температуре ниже -10 градусов смазка начинает густеть, но это обычно не приводит к серьёзным проблемам с работой двигателя. Масляные насосы способны справляться с временным увеличением вязкости, а низкие обороты при холодном запуске не перегружают мотор. Кроме того, современные синтетические жидкости для смазки образуют защитную плёнку, которая снижает износ при старте зимой и помогает двигателю работать на холоде.
Масла маркировки 5W-30 и 5W-40 подходят для суровых зимних условий средней полосы России. У масла типа 10W устойчивость к холоду хуже. Чтобы понять безопасные температуры запуска двигателя с маслом 5W, нужно изучить его характеристики и пределы.
Например, масло 5W-30 по данным производителя сохраняет текучесть при температуре -42 градуса, что соответствует стандартам. Масло с маркировкой 10W-40 густеет при -39 градусах, а 0W-30 выдерживает более низкие температуры, застывая при -48 градусах. Эксперты напоминают, что этот показатель — лишь одна из многих переменных, влияющих на работу масла в холодную погоду.
При достижении -42 градусов масло 5W-30 теряет обычную текучесть и может частично или полностью замерзнуть. Попытка запуска двигателя в таких условиях существенно повышает риск поломки. Специалисты советуют запускать двигатель на таком масле только при температурах не ниже -30 градусов. При более низких температурах вязкость масла настолько увеличивается, что запуск ДВС становится опасным: повышенная нагрузка на мотор может привести к его быстрому износу или поломке.