Всё о светодиодах: установка, предназначение и штрафы за нарушение.
Можно ли устанавливать светодиодные лампы в фары машины?
Нет, нельзя устанавливать неодобренные LED-лампы. Это нарушение статьи 12.5 КоАП, приводящее к прекращению регистрации автомобиля до устранения несоответствия и штрафу в размере 500 рублей. Возникает вопрос: зачем продаются сотни наименований LED-ламп и тюнинговых блок-фар? Ответ прост: продавать их можно, а вот установка на машину — под ответственность владельца. Производители и продавцы светодиодных автомобильных ламп за это не отвечают.
А как же заводские LED-фары?
Стандартная светодиодная оптика не имеет возможности замены элементов. Каждая современная блок-фара со светодиодами — это герметичный модуль, собранный на заводе. Светодиоды паяные на плату управления и не подлежат замене. Отдельные лампочки с цоколями H4/H7, популярные в магазинах автозапчастей, там отсутствуют.
Все продающиеся модели светодиодных ламп для автомобилей предназначены как замена штатным лампам в обычных блок-фарах с возможностью замены. Как мы уже выяснили, это не законно. И это вполне оправдано: подавляющее большинство фар при замене галогеновых ламп на диодные начинают слепить встречный поток. Вне зависимости от того, что утверждают сами владельцы, которые, по их словам, «поехали на стенд и четко выставили СТГ».
Фары с традиционным отражателем, уходящие в прошлое, неприменимы к светодиодам. Установка диодов создает эффект «сварочной дуги», равномерно проливая тусклый свет во все стороны.
Штраф за светодиодные лампы в фарах
Общие нормы нелегальных доработок, включая изменения световых приборов, установлены статьей 12.5 КоАП РФ. При подозрении на нарушение инспектор может ссылаться на Техрегламент Таможенного союза и правила ЕЭК ООН. После техэкспертизы водителю могут предъявить нарушения следующих положений.
- Ведение транспортного средства с неисправностями или при обстоятельствах, когда эксплуатация по Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации запрещена, грозит предостережением или штрафом пятьсот рублей.
- Вождение транспортного средства, на котором световые приборы на передней части установлены с режимом работы не соответствующим требованиям, грозит лишением права управления сроком от полугода до года с изъятием данных приборов и устройств.
В данном случае пункт «3» уточняет пункт «1» статьи 12.5. Поэтому действия инспектора в каждом отдельном случае предсказать невозможно. Практика применения закона и множество машин на дорогах свидетельствуют о том, что сотрудникам сегодня неинтересны нелегальные световые приборы.
- Технический регламент Таможенного союза 018/2011 № 877 считает любые изменения или замены компонентов осветительных устройств вмешательством в конструкцию транспортного средства.
- Согласно Правилу ЕЭК ООН № 48, источники ближнего света с силой светового потока более двух тысяч люмен (включая практически любой ксенон и LED) должны комплектоваться фароомывателями. По этому признаку можно легко отличить тюнинговую оптику от заводской ксеноновой или LED-оптики. Нарушение указанного правила также влечет ответственность по ст. 12.5 ч.3.
Галогенная лампа и ксеноновая лампа в линзованных фарах нельзя менять местами.
Можно ли устанавливать светодиодные лампы в автомобильные фары?
Легально установить покупные светодиодные лампы или фары можно только в технику, которая не имеет допуска к дорогам общего пользования. Это снегоходы, скутеры, мотоповозки и подобное. Но производители светодиодных ламп, ссылаясь на такое назначение продукции, фактически ориентируются на автомобилистов, не осведомленных о правилах. Разберем с технической стороны — почему заменяемые светодиодные источники недопустимы в автомобилях.
В линзованные фары
Заводская линзованная оптика создаётся для галогенных или ксеноновых ламп определённой мощности.
Лампы для ксеноновых фар обозначаются как D, а для галогеновых — H. Цоколи маркируются согласно типу источника света. Светодиодные лампы для автомобилей не легальны, поэтому у них нет единой маркировки цоколя.
Галоген и ксенон в линзованных фарах не подходят друг другу из-за разной формы линзы, обусловленной различными требованиями к фокусировке светового пучка. Установка газоразрядной лампы вместо галогеновой (или наоборот) непременно приведет к ослеплению встречных водителей. Даже профессиональная регулировка не гарантирует стопроцентно правильную форму и границы светового пятна.
В рефлекторные фары
Старые фары с традиционным отражателем не подходят для установки LED-ламп. Четкость светотеневой границы у них и так часто бывает недостаточной, а при использовании диодов получается рассеянное освещение без четких границ.
В противотуманные фары
Здесь обстановка напоминает работу рефлекторных фар, а также ПТФ часто поддаются настройке лишь по вертикали. В целом не предназначены для функции основного света.
Противотуманные фары с светодиодными лампами могут мешать водителю встречного автомобиля.
Монтаж светодиодных ламп в фары.
Если желание установить светодиоды в фары сохраняется после изложенных доводов, то доступен один путь.
Для легализации потребуется выполнить все этапы процедуры, связанные с внесением изменений. соответствующей статье.
Несмотря на периодические разъяснения и уточнения процедуры со стороны ГИБДД, узаконивание любых доработок остается непредсказуемым. Каждое подразделение может трактовать пункты весьма свободно. В одном городе могут закрыть глаза на явную «переделку», а в соседнем — остановить владельца за самую безобидную модификацию. В случае с освещением, которое напрямую влияет на безопасность движения ночью, разумнее установить более яркие лампы заводского формата. Параллельно можно отполировать стекло и настроить СТГ.